Главная Войти О сайте

Михаил Каратеев

Михаил Каратеев

писатель.
Гражданство: Россия

Отец Каратеева был высокообразованным человеком. Каратеев с детства впитал традиции большой дворянской культуры. 10-летним мальчиком был отдан в Полтавский кадетский корпус, подростком участвовал в Белом движении. В 1920 с врангелевскими частями эвакуировался из Крыма в Константинополь, затем, в 1924, — в Болгарию. С 1929 по 1933 учится в Бельгии и получает диплом инженера-химика. В 1938 встречает в Перу своего отца, ректора университета в Сан-Маркосе, живет в семье отца, работает по своей профессии. В 1944 переезжает в Уругвай в одну из русских колоний Южной Америки. В 1958 в Буэнос-Айресе выходит исторический роман Каратеева «Ярлык великого хана», в 1974 последовало второе, исправленное и дополненное автором издание романа. По словам Каратеева, его первый роман был встречен «с долей национальной удовлетворенности и душевного тепла». Каратеев «получил за минувшие 4 года несколько сот писем, и свыше 50 рецензий появилось в зарубежной русской прессе». Каратеев решает расширить границы своего повествования и превратить его в трилогию: в 1962 в Буэнос-Айресе выходит роман «Карач-Мурза (Тверь против Москвы)», в 1963 — роман «Богатыри проснулись». Трилогия дополнится двумя романами: «Железный хромед» (1966) и «Возвращение» (1967). Каратеев добросовестно и любовно подошел к изучению исторической эпохи. Помимо древнерусских и восточных источников в поле его зрения были исследования Б. Грекова, Д. Лихачева, исторические романы советских писателей. Первый роман Каратеева «Ярлык великого хана» повествует о судьбе Карачаевского кн. Василия: в результате сговора родственников-князей он теряет княжество — «ярлык великого хана» отдан др. князю. Василий едет в Орду восстанавливать справедливость. Во 2-й и 3-й книгах трилогии автор отдает важную роль Карач-Мурзе, сыну погибшего в орде Василия и его жены-татарки Фейзулы. В «Ярлыке великого хана» определились позиции Каратеева, его взгляды на задачи исторического романа. Следуя древнерусской традиции, Каратеев делает своими главными героями историю с ее подлинными действующими лицами. Закономерны эпиграфы из древнерусских летописей и произведений, предваряющие главы, развернутые примечания, комментарии: роман «Карач-Мурза открывается авторским введением — статьей, в которой анализируется общественно-политическое положение Руси и Орды в н. 2-й пол. XIV в. Каратеев выступает против разного рода нигилистических точек зрения на историю Руси. По убеждению Каратеева, общественные отношения на Руси испокон веков развивались своими собственными путями, не схожими с практикой др. народов. И вопреки мнению об отсталости Руси, Каратеев доказывает (на сравнении правовых норм), что «древняя средневековая Русь была гораздо гуманнее Запада». Каратеев резко возражает против норманнской теории. В Каратееве удачно сочетаются пытливый, эрудированный историк с художником, вглядывающимся во внутренний мир героев. Каратееву удалось избежать идеализации и модернизации героев. Писателю присущи историческое чутье и чувство меры. В романах любовно воссоздана особая атмосфера русского бытового уклада, описания детальны, излишнего этнографизма в них нет. Любовные сцены отличаются целомудренностью. Романы написаны добротным русским языком, писатель не злоупотребляет архаизмами (он близок к традиции А. Н. Толстого в «Петре Первом»).

В романах «Карач-Мурза» и «Богатыри проснулись» выдвигается тема Москвы и Дмитрия Донского, который, по мысли Каратеева, «заслуживает наречения великим» более, чем др. монархи. У писателя есть ряд претензий к роману С. П. Бородина «Дмитрий Донской», связанных с образом кн. Дмитрия Ивановича. Романы Каратеева содержат полемику с романом Бородина, в котором он увидел принижение роли кн. Дмитрия Ивановича. Каратеев работал и в жанре исторического очерка (сборники «Из нашего прошлого», «Арабески истории»). Его перу принадлежат очерково-документальные книги «Белогвардейцы на Балканах» и «Русские в Парагвае».

© БиоЗвёзд.Ру