Главная Войти О сайте

Михаил Лавровский

Михаил Лавровский

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий
Дата рождения: 29.10.1941
Гражданство: Россия

Родился 29 октября 1941 года в Тбилиси (Грузия). Отец - Иванов (Лавровский) Леонид Михайлович (1905-1967), выдающийся советский хореограф, Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР. Мать - Чикваидзе Елена Георгиевна (1910-1996), балерина. Супруга - Гарсия Долорес Ордоньес (1958 г. рожд.). Сын - Лавровский Леонид Михайлович (1987 г. рожд.).

Семья во многом определила интересы и судьбу динамичного по природе мальчика, увлекавшегося гимнастикой и фехтованием. В 1952 году он поступил в Московское хореографическое училище при Большом театре (педагоги О. Ходот и Н. Тарасов).

В 1961 году, блестяще окончив училище по классу Г. Евдокимова, Михаил Лавровский был принят в состав труппы Большого театра. В театре ему пришлось нелегко, так как надо было доказывать свое подлинное (а не связанное с именем отца) право на "соло" и ведущие партии в репертуаре. Его партнершей выступала одаренная балерина Наталия Бессмертнова. С концертного номера "Этюд" на музыку Листа, который им передала мать Михаила Елена Чикваидзе, и начался подлинный успех артистов. Юная романтическая пара обрела и признание, и успех у знатоков балета.

Среди первых ролей Михаила Лавровского на сцене Большого театра - Сын Георгия в балете "Страницы жизни" (1961) и Раб в балете "Спартак" (1962, хореография Л. Якобсона). Его первая сольная партия - Филипп в балете "Пламя Парижа" (1962) на музыку Асафьева - как нельзя более соответствовала индивидуальности молодого артиста.

Под влиянием педагогов-репетиторов Алексея Ермолаева и Асафа Мессерера формировался индивидуальный стиль Лавровского, основанный на техничном владении прыжком и виртуозностью вращений в сочетании с природной эмоциональностью танца. В 1963 году он стал солистом Большого театра.

По словам Ю.Н. Григоровича, Михаил Лавровский "был настоящим лидером своего артистического поколения, личностью, много определявшей в 1960-е годы в самом исполнительском стиле Большого театра". Помимо яркого таланта этому способствовали "необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче, в самой идее Большого театра. Его темпераментный, ярко-эмоциональный танец словно резонировал доблестью. От него веяло настоящей мужской силой, и в ситуации балетной сказочности она своеобразно переплавлялась в подлинную рыцарственность..."

Особое место в творчестве Михаила Лавровского занял балет "Жизель" А. Адана и роль Альберта в нем. К главным партиям в этом балете его и Наталию Бессмертнову готовил его отец - Леонид Михайлович Лавровский. Юный Альберт Михаила Лавровского сильно отличался от более поздних трактовок этой роли самим актером, менялся вместе с взрослением исполнителя. В дальнейшем, в 1972 году, за роль Альберта М. Лавровскому была присуждена награда Парижской академии танца - приз Вацлава Нижинского. Но тогда молодая романтическая пара буквально влюбила в себя поклонников балета, надолго став их кумирами.

Дорога к освоению ведущего репертуара была открыта. М. Лавровскому довелось танцевать практически все ведущие партии в главных балетных спектаклях Большого театра. Этот список открывает Принц в балете "Золушка" С. Прокофьева (1963) - роль, принесшая ему мировую славу после гастролей в Лондоне, где он танцевал в паре с Раисой Стручковой. Его героями были Вацлав ("Бахчисарайский фонтан", 1963), Голубая птица ("Спящая красавица", 1963), Фрондосо ("Лауренсия", 1964), Кайс ("Лейли и Меджнун", 1965, хореография К. Голейзовского), Ферхад ("Легенда о любви", 1965), Принц ("Щелкунчик", 1966), Базиль ("Дон Кихот", 1967), Спартак ("Спартак", 1968, хореография Ю. Григоровича), Ромео ("Ромео и Джульетта", 1969), Принц Зигфрид ("Лебединое озеро", 1970), Виктор ("Ангара", 1976), Солор ("Баядерка", картина "Тени", 1977), Иван IV ("Иван Грозный", 1978), Паганини ("Паганини", 1979), Клавдио ("Любовью за любовь", 1979), Артынов ("Анюта", 1986) и другие.

Встреча с партиями в балетах Юрия Григоровича значительная, если не главная в жизни артиста. Начиная с первой совместной работы над постановкой балета "Спящая красавица" Михаил Лавровский стал исполнителем всех премьерских партий в постановках Юрия Григоровича вплоть до конца 1970-х годов.

Роль Спартака принесла Лавровскому Ленинскую премию, открыла и утвердила творческую индивидуальность актера как героического танцовщика. "Его легендарный вождь рабов Спартак объединил всю любовь Ферхада, страсть и отчаяние Ромео, нежность и скорбь Альберта, ненависть к врагам и жажду свободы Фрондосо и Филиппа. Тем самым артист дал широчайшую палитру красок и человеческих переживаний в очень строгой форме, с лаконичной пластикой тела. Он наделил своего героя всеми гуманными человеческими качествами, не стремясь к внешнему эффекту, хотя партия обладает сверхэффектными прыжками и техникой" (М. Лиепа).

Драматическая партия Виктора (Государственная премия СССР) в балете "Ангара" на музыку А. Эшпая сформировала умение раскрывать характеры противоречивые и неоднозначные. И все это соединилось в едином пласте - создании образа Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Григоровича. Сложнейший характер, фигура, одновременно порождающая зло и трагическая в своем одиночестве, любящая и страдающая, жестокая и уязвимая...

М. Лавровский много снимался в телебалетах, принесших ему дополнительную популярность - "Ромео и Джульетта", "Мцыри", "Белые ночи", "Три карты", "Федра". Все литературные герои - Ромео, Мцыри, Мечтатель, Герман, Ипполит - очень живые, пластичные характеры.

Михаил Лавровский был солистом ГАБТа до 1987 года. Сейчас он работает в театре как педагог-балетмейстер и репетитор. Он является создателем и руководителем балетной школы в Москве, которой дал имя своего отца - Л.М. Лавровского.

В 1978 году Лавровский окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа. Среди его работ в качестве хореографа есть как фильмы-балеты (в том числе телебалеты), так и театральные спектакли.

Первым был телебалет "Мцыри" Тарадзе, где он сам исполнил главную роль (1977; 1987 - золотая медаль, Нью-Йорк), затем "Прометей - поэма огня" Скрябина (1981), "Хореографические новеллы" на музыку И.-С. Баха и Ф. Листа (1986), видеофильм "Фантазер" (1989).

Балеты Михаила Лавровского "Ромео и Джульетта" (одноактная версия по балету Л.М. Лавровского) и "Блюз" ("Порги и Бесс", 1983) - джаз-балет на музыку Джорджа Гершвина были поставлены на сцене Тбилисского театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра (1982-1985).

Работая над балетом "Порги и Бесс", М. Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца. Он создал удивительно цельный образ поэта жизни - калеки Порги, преодолев сложную пластическую проблему.

Среди балетных спектаклей Михаила Лавровского заслуженным успехом пользуется спектакль "Фантазия на тему Казановы" (1993, музыка Вольфганга Амадея Моцарта), ныне идущий на сцене Большого театра (ранее ставившийся в городе Атланта, США). Лавровским поставлены также пластико-хореографический спектакль - антреприза "Откровения" на музыку Валерия Кикты (Москва, 1991), "Нижинский" (филиал Малого театра, 2000) на музыку С. Рахманинова, "Любовь-волшебница" ("Матадор") на музыку Мануэля Де Фальи (2001, ГАБТ).

В настоящее время М.Л. Лавровский работает над философско-социальным спектаклем "Ричард III" по одноименной пьесе Шекспира, в котором танец органично сочетается с текстом великого драматурга. Давняя мечта Михаила Леонидовича - создание собственного театра, который был бы близок и интересен современному зрителю, и в первую очередь молодежи.

В качестве балетмейстера М.Л. Лавровский работает в драматическом театре, в кинематографе. Это - спектакли "Прекрасное лекарство от тоски" режиссера И. Райхельгауза с А. Филозовым и Л. Семенякой (театр "Школа современной пьесы"), постановки М. Крылова "Евгений Онегин... Пушкин" и "Маленький принц" с Л. Казарновской и В. Сухоруковым, в котором соединились драма, опера и балет (театр "Новая опера"), "Последняя ночь последнего царя" В. Фокина, моноспектакль "Анна" А.А. Эшпая с Е. Симоновой и другие, фильм В. Меньшова "Зависть богов".

Как педагог и балетмейстер М.Л. Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Театре оперы и балета в югосл авском городе Нови Сад (1997), Академии танца в Риме (2000), в "Токио-балет" (1996), в хореографической школе Анны Барт в Берлине (1990), в США, в том числе в городах Хьюстоне (1992-1993, постановка балета "Мцыри") и Фениксе (1987, постановка балета "Хореографические новеллы").

М.Л. Лавровский - Народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской (1970) и Государственной (1975) премий СССР, премии Ленинского комсомола. Удостоен также многих международных наград (приз Вацлава Нижинского, 1972; золотая медаль на II Международном конкурсе артистов балета в Варне, 1965, и др.). В 2002 году за выдающиеся достижения в балетном искусстве и педагогическую деятельность в Большом театре М.Л. Лавровскому присуждена премия Москвы в области литературы и искусства. Награжден орденом Почета (2002). Член ВТО с 1964 года.

Художественно одаренная личность, Михаил Леонидович рисует и пишет маленькие повести.

Живет и работает в Москве.

© БиоЗвёзд.Ру