БиоЗвёзд.Ру


Михаил Семенцов

Михаил Семенцов

Летчик истребитель

Имя: Михаил
Фамилия: Семенцов


Родился 26 Сентября 1917 года в Никольской слободе ( ныне в черте Киева ), в семье рабочего. Через несколько лет Семенцовы пересилились в белорусский посёлок Ильич, неподалеку от Гомеля. Там Михаил окончил 8 классов, школу ФЗУ, стал работать слесарем на прядильной фабрике, затем на железной дороге в Гомеле. Одновременно занимался в аэроклубе, где всерьёз увлёкся авиацией. Решив стать лётчиком, в 1938 году вступил в Красную Армию и был направлен в Одесскую военную авиационную школу лётчиков. По окончании её, в 1940 году, служил на Дальнем Востоке в одном из полков истребительной авиации.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Участвовал в боях за Донбасс, на Кавказе, Курской дуге, Украине, в Польше, Германии.

С Июня 1941 года по Июль 1943 года заместитель командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 8-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 5-й истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов совершил 270 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 9 в составе группы. Осенью 1943 года при наступлении на Киев в воздушном бою таранил вражеский самолёт. 28 Сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб в воздушном бою 12 Февраля 1945 года. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Зачислен навечно в списки воинской части.

* * *

Не один год мечтал стать лётчиком Михаил Семенцов. И в 1936 году, работая слесарем на железной дороге в Гомеле, он без отрыва от производства окончил Гомельский аэроклуб, а в Декабре 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Михаила зачислили в Одесскую военную авиационную школу, которую он успешно окончил летом 1940 года и отправился служить на Дальний Восток младшим лётчиком истребительного авиаполка.

С болью в сердце Семенцов воспринял весть о нападении на страну немецко - фашистских захватчиков и об оккупации территории, где остались его родители. Вскоре он добился отправки на фронт и был направлен в 40-й истребительный авиаполк. Вскоре Семенцов начал сражаться с фашистскими лётчиками, тяжело переживая неудачи первого периода Великой Отечественной войны.

Свой первый боевой вылет Михаил Семенцов совершил в небе Донбаса в Августе 1941 года на истребителе И-16. Дрался Михаил с беззаветной смелостью, был 8 раз ранен в бою, но после выздоровления возвращался в строй, продолжал летать и разить врага. В одном из боёв, уже под конец штурмовки вражеских войск у переправы, когда он в крутом развороте выводил самолёт из атаки, вдруг почувствовал острую боль в ноге. Пол кабины заливала кровь. Силы быстро покидали лётчика, но Михаил, сжав зубы, продолжал полёт, стараясь выйти на свою территорию, поближе к аэродрому...

Очнулся лётчик на госпитальной койке. Хирург, сделавший операцию, поздравил его со своеобразным рекордом: из тела Семенцова извлекли 32 осколка от "эрликоновских" снарядов.

Врачебная комиссия предоставила лётчику 6-месячный отпуск. Но Михаил и не думал отдыхать, на 7-й день, к вечеру, появился перед изумлёнными сослуживцами, а утром, забросив костыль, превозмогая сильную боль, подошёл к командиру полка. Произнёс:

- Товарищ Майор, Старший лейтенант Семенцов из госпиталя прибыл, к полётам и боевой работе готов !

Командир полка Чупиков обнял лётчика:

- Миша, дорогой, куда же тебе летать ? Ты вначале ходить научись.

Прошло немного времени, и Семенцов стал летать, как прежде - смело, уверенно. Снова участвовал в воздушных боях, одержав несколько побед. Однако 3 Июня 1942 года он чудом спасся от смерти. В тот день 6 самолётов И-16 вылетели на боевое задание. Когда они пересекли линию фронта в районе Александровки, недалеко от города Изюма, в самолет Михаила попал вражеский снаряд. Взрывом Семенцова выбросило из кабины, и он приземлился на парашюте. Санитары подобрали Михаила без сознания, с перебитыми ногами и тяжёлым ранением в голову. И всё - таки и на этот раз через полтора месяца Михаил Семенцов снова вернулся в строй.

Бывший командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза Гвардии подполковник в отставке А. В. Лобанов вспоминал:

"Впервые с Михаилом я встретился 5 Июля 1941 года, когда мы грузились в эшелон, отправлявшийся на запад. С тех пор почти не расставались. Часто летали в одной связке, вместе делили все радости и горести. Помню, 3 Июня 1942 года я вёл шестёрку И-16 на боевое задание. Уже над линией фронта в районе города Изюма мы попали под плотный огонь немецких "эрликонов". Один из снарядов угодил в машину Михаила, и она взорвалась в воздухе. Мы уже считали лётчика погибшим. Но, к нашей радости, на следующий день его привезли бойцы - пехотинцы, правда израненного. Оказалось, что взрывом Михаила выбросило из кабины и он в бессознательном состоянии приземлился на парашюте. После полутора месяцев лечения в госпитале вновь был в строю".

Осенью 1942 года во время ожесточённых боёв за "ворота Кавказа" - Ростов-на-Дону - в одном из вылетов Семенцов снова был тяжело ранен. У лётчика хватило выдержки дотянуть до своего аэродрома. Но после посадки силы покинули Михаила, и он потерял сознание. И опять больничная палата. Лишь через два с небольшим месяца Семенцов продолжил счёт своим боевым вылетам. Об одном из них, рассказывает А. В. Лобанов:

"В первый день Курской битвы, 5 Июля 1943 года, мы в паре с Михаилом прикрывали Ил-2, который вёл корректировку огня нашей артиллерии. На высоте 3000 метров нас внезапно атаковали 8 Ме-109 и столько же FW-190. Мы, вступив в неравную схватку, предприняли всё возможное, чтобы не позволить врагу приблизиться к штурмовику. Благодаря взаимовыручке наша пара вышла из этого боя победительницей: 2 вражеских истребителя догорали на земле".

В полку привыкли к тому, что для Семенцова нет невозможного - ему по плечу было любое задание. Он бил врага беспощадно. Но порой и самому приходилось попадать в крайне тяжёлое положение.

Тяжёлый полёт выдался и 5 Июля 1943 года, в первый день исторической битвы на Курской дуге. Семенцов вместе с комэском А. В. Лобановым сопровождал Ил-2, который корректировал огонь нашей артиллерии. На высоте 3000 метров их атаковали 8 Ме-109 и 8 FW-190. Наши истребители ринулись им наперерез, чтобы прикрыть штурмовик. Начался бой одной пары против 16 немецких истребителей. Но благодаря взаимной выручке советские лётчики вышли победителями: сбили 2 самолёта, не получив ни одной пробоины.

В один из Августовских дней 1943 года пара Старшего лейтенанта М. И. Семенцова была зажата шестёркой Ме-109. "Мессеры" ринулся в бой - ведь преимущество было трёхкратным. Немцы пытались зажать ведущего в клещи, норовили поймать на горке, ударить с боку. Чуть позже вражеская группа увеличилась ещё на 2 самолёта, которые атаковали и подбили машину ведомого - Лейтенанта Кочеткова. Оберегая товарища, Михаил связал боем всю вражескую восьмёрку. Отважный лётчик не только выстоял в жестокой схватке, но и вынудил врага отступить, так как у тех выработалось всё горючее. Но сделать это удалось только шестерым: один "Мессер" догорал у переднего края, другой густо задымил и, перевалив линию фронта, упал и взорвался. Очередные 2 победы Семенцова отразились новыми алыми звёздочками на борту его Ла-5.

К лету 1943 года Михаил Семенцов совершил 270 боевых вылетов, в дни Белгородской операции за 10 дней боев сбил 6 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Старшему лейтенанту М. И. Семенцову было присвоено звание Героя Советского Союза.

...Осенним днём восьмёрка Ла-5, ведомая Михаилом Семенцовым, вылетела на прикрытие войск, проводивших операцию по освобождению Киева. Во время полёта ведущий часто поглядывал вниз: под крылом самолёта проплывали поля, перелески. Вот и Днепр. Воскресли в памяти родная слободка, утопающий в зелени дом, где прошло его детство...

В районе прикрытия ( около города Элиста над Букринским плацдармом ) восьмёрка "Лавочкиных" встретилась с превосходившей её по численности группой вражеских истребителей, сопровождавших бомбардировщики Ju-88. Завязался бой. Наши лётчики уже сбили несколько машин противника, когда Семенцов, расстреляв боекомплект, сошёлся в лобовой атаке с одним из "Фоккеров". Ла-5 шёл на врага не отворачивая. В последний момент противник попытался сманеврировать, но Михаил всё же сумел крылом "Лавочкина" ударить по хвосту "Фоккера". Оба самолёта взорвались и, объятые пламенем, пошли к земле.

Семенцова взрывом выбросило из кабины. Мысль сработала чётко: "Нужно сделать большую затяжку, иначе противник расстреляет в воздухе". До земли оставалось 400,.. 200 метров. Весь израненный, с большим трудом лётчик нашёл в себе силы выдернуть кольцо парашюта. Вспоминает А. В. Лобанов:

"Когда я встретился с Михаилом в госпитале, он сказал: "Сошёлся с "Фоккером" и не повезло. Но ничего ! Я ещё буду бить врага !".

В воздушных боях Семенцов был ранен 8 раз, но каждый раз после выздоровления только шутил: "Не отлили ещё фрицы для меня пули".

30 Ноября 1944 года газета "Крылья Победы" на первой полосе опубликовала групповой снимок лётчиков. Под ним подпись: "Мастера воздушного боя, Герои Советского Союза гвардейцы Семенцов, Шлепов, Павлов и Куманичкин. Они сбили 67 немецких самолётов, прошли славный боевой путь от Дона до Вислы". Михаил Семенцов, действительно, был непревзойдённым мастером молниеносных атак. Ему принадлежит и своеобразный фронтовой рекорд лётчиков полка: только за Июльские дни битвы на Курской Дуге он сбил 12 самолётов противника !

К Февралю 1945 года на фюзеляже истребителя Семенцова насчитывалось 18 звёздочек. Это - личные победы. 12 групповых побед были также зафиксированы в полковых документах.

...Война всё дальше уходила на запад. После изгнания врага с родной земли советские войска начали освобождение стран Восточной Европы. К началу боевых действий в Нижней Силезии 41-й ГвИАП перебазировался в район Вроцлова. 12 Февраля 1945 года, за 3 месяца до Победы, Михаил Иванович Семенцов погиб в очередном воздушном бою.

В тот день, в составе шестёрки Ла-5, он вылетел на прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые вёл Герой Советского Союза Капитан Е. Белявин. Они штурмовали вражеский аэродром Нейсе, расположенный между Опелем и Бреслау. Во время выполнения боевой задачи бомбардировщиков атаковала большая группа истребителей противника. Наши "Лавочкины" смело вступили в бой, прикрывая отход "Петляковых". Один "Фоккер" пошёл в атаку на ведущего бомбардировщиков. Михаил Семенцов ринулся на помощь товарищу и меткой очередью сбил врага. Но в это время вражеский самолёт Me-109 незаметно подкрался сзади и атаковал его с близкого расстояния. "Лавочкин" Михаила взорвался в воздухе...

Так смертью храбрых пал командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиакорпуса 2-й Воздушной армии Гвардии капитан М. И. Семенц ов. На его счету значилось 363 боевых вылета, 83 проведённых боя, 19 вражеских самолётов сбитых лично ( из них 2 - тараном ) и 12 в группе с товарищами. Штурмовыми ударами он уничтожил 48 автомашин, более 50 повозок, 15 артиллерийских орудий, 2 бронемашины, 5 зенитно - пулемётных точек, около 120 вражеских солдат и офицеров. Мужество и боевое мастерство комэска отмечены орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды, многими медалями.

Приказом Министра обороны СССР от 16 Апреля 1985 года Герой Советского Союза Гвардии капитан М. И. Семенцов зачислен навечно в списки личного состава Н-ской авиационной части. В расположении эскадрильи, которой он командовал, оборудован красный уголок. На стене - его портрет. Каждый вечер, когда старшина ничинает поверку личного состава, он первой называет фамилию комэска. Именем Героя названа одна из улиц в посёлке Ильич Гомельского района Гомельской области Республики Белоруссь.

© БиоЗвёзд.Ру