БиоЗвёзд.Ру


Михаил Токаренко

Михаил Токаренко

Летчик истребитель

Имя: Михаил
Фамилия: Токаренко
Дата рождения: 04.02.1919
Гражданство: Украина


Михаил Токаренко родился 4 Февраля 1919 года в селе Белый Колодезь Харьковской губернии ( ныне посёлок Волчанского района Харьковской области ) в семье служащего. С детства жил в Ашхабаде, где окончил 7 классов и аэроклуб. По разнарядке ЦК ЛКСМ Туркменистана был направлен в Балашовскую школу Гражданского Воздушного флота, которая была преобразована в военную в 1939 году. После окончания школы он был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Начал воевать на биплане Р-5, использовавшемся чаще как ночной бомбардировщик. Произвёл на нём 85 боевых вылетов.

Лёгкий ночной бомбардировщик Р-5 одного из авиационных полков.

С 1943 года сражался уже в составе 516-го истребительного авиационного полка ( 5 Февраля 1944 года преобразован в 153-й Гвардейский ИАП ) 203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса, летая на Як-1. Отличился в дни напряжённых боёв под Курском.

7 Июля 1943 года, Младший лейтенант М. Токаренко сопровождал штурмовиков, которые действовали по войскам противника в районе Черкасское. В воздушном бою с 12 истребителями противника он сбил 2 FW-190. Израсходовав все патроны, Токаренко делал ложные атаки, отгоняя вражеских истребителей от своих штурмовиков. Благодаря его умелым действиям штурмовики успешно выполнили задание и без потерь возвратились на свой аэродром. За самоотверженность и героизм, проявленные в этом бою, Михаил Токаренко был представлен к правительственной награде.

Позднее он ешё сотни раз сопровождал штурмовиков во время битвы за Днепр, в Корсунь - Шевченковской и Ясско - Кишиневской операциях, сражался на Львовском и Сандомирском направлениях.

Однажды, в период Яссо - Кишиневской операции, Михаил Токаренко с группой истребителей вылетел на сопровождение штурмовиков. Эскадрилью "Илов" вёл будущий дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов. Штурмовики атаковали намеченные цели, сбросили бомбы, выпустили реактивные снаряды и начали разворот для второго захода. В это время зенитный снаряд разорвался рядом с машиной ведущего группы. Удар взрывной волны бал так силен, что Ил-2 подбросило вверх метров на 40 ! Осколками пробило баки, масло снизу струей ударило в лицо пилоту. А он, как на грех, летел без очков... Глаза ему плотно залепило. Бегельдинов, передав управление группой, продолжал полёт вслепую, выполняя команды воздушного стрелка. Но на душе его было неспокойно: много ли нужно, чтобы машина, управляемая слепым пилотом, сорвалась в штопор !..

В это время он услышал в шлемофоне незнакомый голос:

- Ручку на себя. "13-й", ручку на себя !

Бегельдинов выполнил команду. И вновь услышал тот же голос:

- "13-й", держи так. Не бойся дотянем...

Прошло несколько минут полёта. Бегельдинов послушно выполнял все команды незнакомца. И лишь, когда машина вышла на свою территорию, он вынул платок, кое - как протёр глаза и осмотрелся. Рядом с ним летел "Як" командира эскадрильи прикрытия Старшего лейтенанта Токаренко. Поняв, что пилот "Ила" попал в беду, он передал командование истребителями своему заместителю ( благо, воздух был чист ) и поспешил на выручку товарищу. Встав рядом с повреждённым самолётом Михаил, командуя по радио, вёл пилота штурмовика, как слепца...

К Январю 1945 года штурман 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан М. К. Токаренк о совершил 332 боевых вылета на штурмовку войск скоплений войск врага, сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, "свободную охоту" и разведку. В 47 воздушных боях сбил 18 самолётов противника. 10 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 465 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника: Hе-111, 2 Ju-88, FW-189, Ju-87, 6 Ме-109, 9 FW-190.

После окончания войны Михаил Кузьмич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Ушёл в отставку в 1963 году в звании Генерал - Майора. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Жил и работал в Днепропетровске. Умер 3 Марта 1984 года.

© БиоЗвёзд.Ру