Микаэл Налбандян

Микаэл Налбандян

Армянский писатель
Дата рождения: 14.11.1829
Страна: Армения

Биография Микаэла Налбандяна

Микаэл Налбандян, армянский писатель, философ, революционный демократ и утопический социалист, родился 2 ноября 1829 года в городе Новая Нахичевань (ныне район Ростова-на-Дону). Он рос в семье ремесленника-кустаря.

В 1855-1858 годах Налбандян учился на медицинском факультете Московского университета. Затем он начал сотрудничать в армянском журнале "Юсисапайл" ("Северное сияние") в Москве. В это же время, под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современника", он стал одним из первых армянских писателей, принявших революционно-демократические взгляды.

В 1860-1862 годах Налбандян отправился в путешествие по Турции, Индии и странам Западной Европы. В Константинополе он основал тайное революционное общество "Партия молодых" вокруг армянского журнала "Мегу" ("Пчела"). В Лондоне он стал близким другом А.И.Герцена, Н.П.Огарева, М.А.Бакунина, а также Н.А.Серно-Соловьевича и других русских революционеров. Он принимал участие в обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу", которая стала программой будущего русского освободительного движения.

В 1861 году Налбандян опубликовал памфлет "Две строки", в котором провозгласил свое политическое кредо, посвящая жизнь делу освобождения народа. В своем главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862 год) Налбандян критиковал крестьянскую реформу 1861 года с позиций общинного социализма и видел единственный выход для послереформенной России в крестьянской революции.

По возвращении в Россию, Налбандян был арестован в июле 1862 года и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Он был судим в "процессе 32-х". В ноябре 1865 года, страдая от туберкулеза, он был выслан в Камышин.

Микаэл Налбандян скончался в городе Камышине 31 марта (12 апреля) 1866 года. Он был энциклопедически образован и изучал философию, политэкономию, лингвистику и педагогику. Он был последователем антропологического материализма Л.Фейербаха и Н.Г.Чернышевского, а также активным пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна стала важным этапом в истории армянской общественной мысли.

В своей практической революционной деятельности, Налбандян стремился объединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением.

Как писатель, Налбандян представляет собой зачинателя критического реализма в армянской литературе. Он автор романов "Одному слово, другому невесту" (1858 год), "Вопрошение мертвых" (1859 год, не окончен), "Дневник" (1858-1860 годы). В крепости он написал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864 год, опубликована в 1903 году). Его гражданская лирика, пропитанная пафосом борьбы за свободу, пользовалась огромной популярностью.

Налбандян также заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды были выражены в работах "Слово об армянской письменности" (1854-1855 годы, опубликовано в 1895 году), "Критика" (1858 год), "Национальный театр в Константинополе" (1861 год) и других. Он строил свою эстетическую теорию на принципах антропологического материализма. Налбандян также боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) вместо устаревшего книжного языка (грабар), и за это он подвергался нападкам со стороны клерикалов и реакционеров. Он также переводил стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и других поэтов.

© BIOGRAPHS