Главная Войти О сайте

Модест Мусоргский

Модест Мусоргский

знаменитый русский композитор
Дата рождения: 21.03.1839
Гражданство: Россия

С 1849 постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста Ант. А. Герке. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского - полька 'Подпрапорщик' для фортепьяно . По окончании школы произведен в прапорщики Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 - 80). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М.Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения.

Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьезно заниматься композицией),

В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка - 'Могучей кучки', провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 50-х - начала 60-х гг. (хоровые произведения , в т. ч. хор из музыки к трагедии 'Царь Эдип' Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) - 'Светик Савишна', 'Калистрат', 'Колыбельная Еремушке', 'Спи, усни, крестьянский сын', 'Сиротка', 'Семинарист' и др., которые, являясь 'этюдами' к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы 'Ган Исландец' (по В.Гюго). В 1863-65 работал над оперой 'Саламбо' (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области оперы явилась его 'Женитьба' (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений - народной музыкальной драмы 'Борис Годунов' (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868-69; 2-я ред. 1872). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой 'Хованщина' (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой 'Сорочинская ярмарка' (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова 'Без солнца' (1874), 'Песни и пляски смерти' (1875-77), а также 'Детская' (слова Мусоргского , 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепьянный цикл 'Картинки с выставки' (1874).

После смерти Мусоргского 'Хованщина' была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над 'Сорочинской ярмаркой' работали А.К.Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию 'Бориса Годунова'. В 1920-х гг. проведена большая работа (П. А.Ламм. Б. В. Асафьев) по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер 'Борис Годунов' (1940) и 'Хованщина' (1959). Самостоятельный вариант 'Сорочинской ярмарки' (завершена, оркестрована) принадлежит В.Я.Шебалину.

Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг. 19 века , а в 70-х гг. - с такими течениями русской мысли, как народничество и др. В центре его творчества - народ как 'личность, одушевленная единою идеею', важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. 'Прошедшее в настоящем - вот моя задача', - писал он Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение 'тончайших черт природы человека', создание психологическо - музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако музыкальный язык Мусоргского , продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная 'полифоническая' драматургия его оп ер, его свободно вариантные формы, далекие от норм западно-европейской классики (в т.ч. от сонатности), а также его мелодика - естественная, 'творимая говором', т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приемами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. Л. Яначек. О. Мессиан. В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.

© БиоЗвёзд.Ру