|
Николай ФедоровМыслитель-утопист, родоначальник философского космизма. Лев Толстой говорил о Федорове: <Я горжусь, что живу в одно время с таким человеком>
Дата рождения: 07.06.1829
Гражданство: Россия |
- Николай Федоров: Философ-утопист и Мыслитель
- Служба и влияние
- Философия всеобщего братства
- Проектная наука
- Метафизика и космология
- Критика современности
- Преодоление смерти
- Наследие
Николай Федоров: Философ-утопист и Мыслитель
Ранние годы и карьераНиколай Федорович Федоров (1829-1903) был небрачным сыном князя и крепостной крестьянки. Он вырос в нищете, но получил образование в гимназии и Ришельевском лицее. С 1854 по 1868 год работал учителем истории и географии, во время чего разработал основы своей уникальной философии.
Служба и влияние
В 1868 году Федоров переехал в Москву и получил должность в Румянцевском музее, где прослужил 25 лет. Позже он работал в Архиве Министерства иностранных дел. Несмотря на свой скромный образ жизни, он приобрел последователей среди выдающихся мыслителей, таких как Достоевский, Соловьев и Фет.
Философия всеобщего братства
Федоров утверждал, что современный мир страдает от разобщенности и отсутствия братских отношений. Он призывал к восстановлению "родства" между живыми и усопшими, основанного на любви и взаимопомощи. Его главной целью было преодоление смерти и достижение Царства Божия на Земле.
Проектная наука
Федоров выступал против абстрактного познания, настаивая на том, что наука должна быть проектной, то есть направленной на преобразование действительности. Он считал, что человечеству дано право владеть и управлять Вселенной, включая природу.
Метафизика и космология
Федоров развил метафизическую теоцентрическую систему, рассматривая человека как центральную фигуру в Божественном плане. Он утверждал, что Вселенная находится в состоянии хаоса и деградации из-за первородного греха, и что человек призван исправить эту ситуацию и воскресить умерших.
Критика современности
Федоров резко критиковал современную цивилизацию за ее материализм, эгоизм и насилие. Он считал, что города представляют собой скопления небратских состояний, где хищничество и погоня за материальными благами разрушают человеческие отношения.
Преодоление смерти
Федоров верил, что смерть является главной преградой на пути к всеобщему братству. Он считал, что через воскресение умерших и преобразование природы человечество может достичь своей высшей цели в Царстве Божием. Эта идея радикально отличала его от традиционного христианского учения о загробной жизни.
Наследие
Философия Федорова оказала глубокое влияние на русское и советское интеллектуальное течение. Его идеи о всеобщем братстве, проектной науке и преодолении смерти продолжают вдохновлять современных мыслителей и общественных деятелей, которые ищут пути создания более справедливого и гармоничного общества.