Главная Войти О сайте

Николай Лавицкий

Николай Лавицкий

Летчик истребитель
Дата рождения: 07.12.1919
Гражданство: Россия

Родился 7 Декабря 1919 года в деревне Слобода, ныне Монастырщинского района Смоленской области. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

С Декабря 1941 года в действующей армии. К Июлю 1943 года командир звена 45-го истребительного авиационного полка ( 216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Лейтенант Н. Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов, в 66 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб 10 Марта 1944 года имея на счету 23 самолёта сбитых лично и 2 в паре с ведомым. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Aлександра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, медалями.

После войны останки Николая Лавицкого перезахоронили в парке города Мариуполь ( Жданов ) Донецкой области, где на берегу Азовского моря воздвигли памятник бесстрашному лётчику - истребителю. Его имя носят улица в городе Гудермес и школа в селе Шиловичи Духовщинского района Смоленской области, где он учился. На родине создан музей Героя.

* * *

Николай Лавицкий родился 7 Декабря 1919 года в деревне Слобода, ныне Монастырщинского района Смоленской области. Отец его Ефим Егорович и мать Анастасия Федоровна, потомственные крестьянине, воспитали в сыне большое трудолюбие, честность, любовь к родной земле и природе.

Учителем светлоголового худенького Коли в его родной деревеньке был Венниамин Петрович Гриценко, у которого двое сыновей стали лётчиками. Об этом знали все деревенские мальчишки, и все до одного хотели, как братья Гриценко, летать в небе. Когда же мужественные пилоты, сыновья старого учителя, погибли в небе Испании, решение Николая, окончившего тогда 7-й класс, утвердилось окончательно - только в небо.

Родители же решили по - другому и отправили сына к тётке в Москву - работать в торговле. Но узнав о наборе в Смоленский аэроклуб, Николай немедленно записывается туда. Так начался его путь в авиацию: аэроклуб, Борисоглебская военная школа лётчиков.

... Боевой крещение Младший лейтенант Лавицкий принял осенью 1941 года в небе под Одессой. А к первой военной весне Николай был уже одним из лучших воздушных бойцов полка. В Декабре 1941 года Младший лейтенант Н. Е. Лавицкий был направлен в Крым защищать Севастополь. Свою первую победу Лавицкий одержал 30 Декабря 1941 года в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину - истребитель Ме-109F...

Как - то в Апреле 1942 года, увлекшись воздушным боем, Лавицкий почти без бензина произвёл вынужденную посадку на аэродром 45-го истребительного авиаполка. На войне это не было редкостью. И пока техники заправляли его самолёт, Николай познакомился со многими лётчиками, с большой радостью встретил Лейтенанта Павла Берестнёва - своего старого друга. Но вот с КП полка взвилась красная ракета - сигнал группе Капитана Забоштана, которая вылетела на выполнение боевого задания. Пристроился к этой группе и Николай Лавицкий. Правда, без разрешения командования. Где там было искать кого - то !

Вскоре после взлёта группа Забоштана вступила в бой с бомбардировщиками противника, шедших под прикрытием истребителей. Прибывшие на КП Генералы Белецкий и Климов никак не могли понять, откуда в наших боевых порядках лишний самолёт. К тому же чужак вызывал у них немалое восхищение дерзостью своих атак, грамотным маневром, метким огнём. В этом бою наши лётчики одержали крупную победу, весомый вклад в которую внёс и Николай.

Через несколько дней Лейтенант Н. Е. Лавицкий был официально переведён в 45-й истребительный авиаполк. С каждым вылетом зрело мастерство лётчика. Так, 11 Июня в бою с большой группой самолётов противника он уничтожил истребитель Ме-109, который рухнул в районе Балаклавы. 29 Июня 1942 года, во время свободного патрулирования в паре с Иваном Сапрыкиным, сбил бомбардировщик Ju-87, подведя черту победам лётчиков - истребителей 3-й особой авиагруппы.

Летая на самолёте Як-1 Лавицкий в составе 45-го ИАП сражался в Крыму и на юге Украины.

В боях за Крым Николай уничтожил 60 автомашин, 2 зенитно - пулемётные установки, батарею зенитных орудий и до 200 солдат и офицеров врага. Только во время героической обороны Севастополя отважный лётчик сбил 4 немецких самолёта.

В одном из боёв в его машину угодил крупный осколок зенитного снаряда, но истребитель ещё держался в воздухе. Николай продолжал выполнять задание и штурмовыми ударами уничтожил несколько орудий противника.

В Октябре 1942 года лётчики полка отбыли на переформирование в город Орджоникидзе, где освоили американские истребители P-40 "Киттихаук". В Феврале 1943 года 45-й ИАП вернулся на фронт и Старший лейтенант Н. Е. Лавицкий был назначен командиром звена. Весной 1943 года начались новые воздушные схватки, теперь уже в небе Северного Кавказа.

22 Марта в районе станции Анастасиевская звено Лавицкого встретило 20 немецких самолётов. Лётчики приняли бой и сбили 6 вражеских машин. Лично командир звена сбил 2 самолёта.

В небе Кубани, Николай быстро стал одним из лучших бойцов, о которых писали в газетах, передавали по радио.

15 Апреля 1943 года около 60 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей пытались нанести удар по боевым порядкам наших войск. Восемь наших лётчиков смело атаковали врага и в завязавшемся бою уничтожили 1 истребитель и 5 бомбардировщиков. Неприятельская атака была сорвана. Лавицкий сбил один бомбардировщик.

К Июлю 1943 года он одержал 11 личных и 1 групповую победы в 185 боевых вылетах и 66 воздушных боях. Затем полк был переброшен на Южный Фронт под Донбас. В Августе 1943 года 45-й ИАП был переименован в 100-й Гвардейский, а 24 Августа 1943 года Николай Ефимович Лавицкий стал Героем Советского Союза.

Мужественный и дерзкий лётчик, он обладал нервной, чувствительной натурой. При выполнении заданий был исключительно азартен и смел. Его семейные отношения, а женат он был на яркой красавице, отнюдь не были спокойными. В 1943 году после их разрыва комэск 3-й эскадрильи Н. Е. Лавицкий, и до того "не выбиравший" себе заданий, в боях стал беспредельно рискован, даже бесшабашен. Его боевой счет быстро рос. Один из любимых бойцов комдива И. Дзусова, он после назначения последнего командиром корпуса, был назначен заместителем командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии по воздушно - стрелковой службе.

К концу 1943 года на боевом счету пилота было 22 сбитых вражеских самолёта, около 300 боевых вылетов, десятки штурмовок. Нисмотря на громкую славу, Николай ничем не выделялся среди других лётчиков полка - разве что лентой боевых орденов. К тому времени он был награждён Орденами Ленина и Александра Невского, а сверху - сияла Золотая Звезда. К весне 1944 года Николай был уже опытным воздушным бойцом, но 10-е Марта оказалось для него трагическим...

Еще в начале Марта группа лётчиков во главе с Гвардии Капитаном Н. Е. Лавицким убыла в глубокий тыл, в Заковказье, откуда должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 Марта группа Николая, собравшись после взлёта в боевой порядок, взяла курс на запад. Вот уже позади и справа остался Каспий. Слева - отроги Главного Кавказского хребта. Погода прекрасная. Ровно, монотонно, без перебоев гудели моторы новых машин. Казалось, что неоткуда прийти беде.

И вдруг скорее чутьем пилота, чем по показаниям приборов, Николай догадался о неполадках в моторе. Аварийная обстановка быстро нарастала: упала тяга, самолёт, теряя скорость, пошёл на снижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу - Гудермес, небольшой кавказский городок. Взглянув на землю, Лавицкий увидел впереди крупную железнодорожную станцию и множество цистерн с бензином.

Значит, надо отвернуть, а то случится беда... Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже невозможно - поздно. Плавный отворот - только бы не упасть на составы ! В кабине огонь - жжёт руки, лицо. Неимоверными усилиями воли и мускулов Николай отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай все - таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел - оглушительный взрыв потряс воздух...

К этому времени отважный лётчик провёл более 100 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 2 в паре с ведомым.

© БиоЗвёзд.Ру