Главная Войти О сайте

Николай Вентцель

Николай Вентцель

Поэт, прозаик, драматург, переводчик.
Дата рождения: 12.01.1856
Гражданство: Россия

Вентцель Николай Николаевич родился в дворянской семье. Отец — прибалтийский немец, служил чиновником в Министерстве финансов. Вентцель закончил юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого был зачислен кандидатом на судебную должность при Московском окружном суде.С 1883 года помощник присяжного поверенного. В 1885 году по болезни оставил адвокатскую практику. Жил в Киеве, Санкт-Петербурге, в 1886-87 гг. — за границей. В 1988 году возобновил службу — делопроизводитель, затем чиновник особых поручений (с 1899 г.) в канцелярии Министерства путей сообщения, в котором работали также и его два брата. В 1914 г. в чине действительного статского советника вышел в отставку.В 1878 — 81 гг. его стихи начали публиковать в журналах «Пчела», «Стрекоза», «Звезда». В 1881-86 гг. переводил оперные либретто. Совместно с С. И. Мамонтовым написал пьесу «Алая роза» для домашней сцены в Абрамцеве. С 1888 г. регулярно публиковал в газете «Неделя» фельетоны под общим названием «Житейские наброски» (подпись Н. В.). Первое крупное произведение Н. Вентцеля — повесть «В надежде славы и добра», отразило адвокатский опыт автора. В 1896 г. вышла повесть «Искатель новых впечатлений» из жизни московского купечества. Большое число рассказов и повестей Вентцеля вошло в его сборник «Чужая жизнь» (СПб, 1900). Печатался в альманахе «Денница», в журналах «Жизнь», «Север», «Новая иллюстрация», «Русская мысль», «Слово», в «Биржевых ведомостях». В прозе Вентцель выступает как наблюдательный бытописатель, по словам А. П. Чехова «большой насмешник» (Письма, V, 172), реалистические зарисовки часто сочетались у него с анекдотическим сюжетом.Сократ и Платон (Яковлева Полина) С 1899 г. входил в состав кружка поэтов «Вечера К. К. Случевского» (в 1919 г. — его председатель), выступал на заседаниях кружка как поэт-юморист, печатался в его журнале «Словцо» (1899—1900), писал эпиграммы и стихи «на случай». В 1901 году написал басню «Голуби-победители» по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви (распространялась в списках и зарубежных изданиях без указания автора). С начала 1900-х гг. регулярно публиковал в газете «Новое время» сатирические стихи на злободневные темы, а также рецензии на литературные новинки (подпись — Н. Юрьин), новогодние обзоры русской литературы. Неопределенность положительной программы, ирония и скепсис поэзии Вентцеля сделали ее приемлемой как для «Нового времени», так и для составителей революционного сборника «В борьбе», включивших в него басню «Четыре масти» (выпуск 1, СПб, 1906). Вентцель получил репутацию мастера каламбурной рифмы. Достоинства его стихов отмечали Р. М. Рильке (письмо к П. Д. Эттингеру от 10 ноября 1900 — ВЛ, 1975, № 9, стр. 236) и А. А. Блок (VI, 313).Как драматург выступил в 1890-е гг.: бытовые комедии «По внушению», (М., 1895), «Бифштекс по-гамбургски» (М., 1896). В 1904 г. написал пьесу «Сестра мадам Европы» (поставлена на раутах редакции «Нового времени» — один из первых опытов политической сатиры на сцене. После 1908 г. Вентцель постоянный автор театра «Кривое зеркало», где наибольшим успехом пользовалась пародирующая символистскую драматургию пьеса «Лицедейство о господине Иванове» (СПб, 1912), выдержавшая более 50 представлений в один сезон. Вентцель писал пародии и на конкретные произведения, см., например, «Сумбурный поток» («Театральная газета», 1905, 22 янв.) — на нашумевшую пьесу А. И. Косоротова «Весенний поток». Для сатирической драматургии Вентцеля наиболее характерна аллегория «Гишпанский замок» (СПб., 1907), написанная для петербургского Малого театра. Создал для детей несколько стихотворных произведений и драматическую сказку «Несмеяна» (СПб, 1912; 2-е изд. по рекомендации А. А. Блока, П.-М., 1919). После Октябрьской революции недолго работал в театральном отделе Наркомпроса.

© БиоЗвёзд.Ру