Главная Войти О сайте

Нина Гуляева

Нина Гуляева

Актриса театра и кино, жена актера Вячеслава Невинного
Дата рождения: 04.05.1931
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Нина Ивановна, каким был Вячеслав Невинный 60 лет назад, когда вы только познакомились?
  2. А свадьбу второй раз играли?
  3. Кстати, не побоялись путаницы, назвав сына Вячеславом, как отца?
  4. У Вячеслава Михайловича были особые методы воспитания?
  5. Вячеслав Михайлович был заядлым футболистом?
  6. Как муж относился к славе?
  7. Тогда были счастливые дни, Вячеслав Михайлович еще не знал о болезни?
  8. Вы постоянно были рядом?
  9. С кем на даче отдыхали?
  10. А что для Вячеслава Невинного было наивысшей радостью, кроме профессии?

Нина Ивановна, каким был Вячеслав Невинный 60 лет назад, когда вы только познакомились?



— В это сложно поверить, но он был худющий как спичка. После института пришел работать к нам во МХАТ. Я там уже играла несколько лет, был успех. Мы встретились на репетиции, его вводили в новый спектакль, совсем маленькая роль, но он с таким рвением взялся за нее, что все сразу обратили на него внимание. А через несколько месяцев вызвался проводить меня домой, признался в чувствах. Что могла я ответить? В этом же театре работал мой муж, актер Михаил Горюнов, и хоть отношения у нас не ладились (он много пил), я не могла его бросить. Слава ждал моего решения три года, добивался меня, дарил цветы, утешал, когда с Мишкой происходили ссоры. В результате о нашем треугольнике знал весь театр. Я не выдержала, ушла от мужа к подруге, и только отстранившись, поняла, что люблю Славу. У мужчин состоялся серьезный разговор, сути его не знаю, но отношения они сумели сохранить, даже подружились. Вместе стали посещать бассейн, парились в баньке.

А свадьбу второй раз играли?



— Не было у нас свадьбы. Когда расписывались, в тот же день регистрировали сына Славочку. Все сделали, отдали ребенка бабушке и сразу на репетицию.

Кстати, не побоялись путаницы, назвав сына Вячеславом, как отца?



— Иногда об этом жалею. Было такое, кричу из кухни: «Слава!». Прилетают оба. А потом сын стал Славой маленьким. Даже сейчас ему почти пятьдесят, под два метра ростом, работает со мной в одном театре. Я прихожу на работу и говорю: «А где Слава маленький?»… Но мы планировали сыну другое имя — Илья. В театре один актер сочинил оду: «Илья Невинный, но богатырь сильный!», и так далее. Но когда мне впервые принесли ребенка на кормление, я на него взглянула: нос сапогом, вздернут — вылитый папа. Взяла листик, ручку и нарисовала эту мордашку и подписала: «Какой он Илья? Он же Славка».

У Вячеслава Михайловича были особые методы воспитания?



— Да какое воспитание в семье актера? Мы утром убежали, ночью приползли. Сын с бабушкой. Иногда они выходили во двор поиграть в футбол, муж собирал команду детворы и так гонял с ними несколько часов. Прохожие узнавали актера, останавливались смотреть зрелище — огромный Невинный и орда пацанят. В финале действа у него была припасена драматическая сцена. Слава выбирал самого маленького ребенка, кроху, ставил на ворота и, пока шел с мячом к середине поля, говорил: «Сейчас как ударю, со всей силы», ребенок визжал: «Не надо-о-о», а Невинный ему: «Держи, иначе убью». В результате бил легонько, мальчишка ловил мяч и был счастлив.

Вячеслав Михайлович был заядлым футболистом?



— В первую очередь, болельщиком. Был предан одной команде — «Спартаку», он знал всех игроков лично. Однажды ребята даже пришли к нему на спектакль, в итоге Слава пригласил всех в гости. Футболисты съели весь запас продуктов на неделю, приговорили кастрюлю щей. А потом муж вспомнил, что у него поезд через полчаса. Несколько футболистов посадили его в машину, приехали на вокзал, вроде успели — до отправления десять минут. И тут оказалось, что поезд идет не с Киевского, а с Курского вокзала. Представляете? А ему опаздывать нельзя — творческий вечер. К большому счастью, всю компанию узнал директор вокзала, подошел просить автограф и ему рассказали, что любимый артист опаздывает на поезд. Не знаю, как он решал вопросы, но поезд задержали на 30 минут. Когда на перроне появился «Спартак» и Невинный, то все уже знали, что из-за них задержка, но никто не возмущался, встречали компанию аплодисментами.

Как муж относился к славе?



— После «Гаража» началась невероятная волна популярности. Славка это не любил, когда к нему на улице подходили и начинали говорить: «Ух ты, я вас где-то видел», он отрезал: «В бане!». Мы всегда на отдых ездили со своими коллегами, в спецсанатории. Долгое время в Крыму у нас даже был свой номер люкс. Однажды приехали, а администрация, которая просто обожала мужа, на дверь номера повесила табличку — «НЕВИННЫЕ». А еще была история. Как-то мы приехали и в первый день сильно обгорели. Так медсестра на пляже все остальные дни, до конца отдыха, наблюдала за нашей семьей. Чуть что — она в громкоговоритель кричала: «Товарищ актер Вячеслав Невинный! Уйдите в тень». Мы постоянно чудили, вот, например, Кобзон выходил и пропевал: «Вы загораете все, отдыхаете, один Кобзон работает». Это значило, что у него концерт вечером в Ялте. А однажды был случай — Слава потерял обручальное кольцо, когда купался. Вышел грустный, просто лица на нем нет. Когда об этом узнали отдыхающие, все пошли в море искать кольцо. Полчаса длились поиски и таки нашли.

Тогда были счастливые дни, Вячеслав Михайлович еще не знал о болезни?



— У него всегда была предрасположенность, но сахар как-то держался в норме. А потом вдруг стала часто одолевать слабость, и когда сделали анализы, врачи обнаружили такое количество сахара в крови, что мы были в шоке — с таким не живут. У Славки начали отказывать ноги, прописали гормональный препарат очень сильный, он помог. Но Слава начал толстеть, это было в 80-х. В начале 2000-х у него были осложнения, пришлось ампутировать ноги, но он все равно продолжал репетировать «Нахлебника», боли адские, а он терпел.

Вы постоянно были рядом?



— Да. Ночами не спала, он не мог без меня уснуть, просил: «Посиди рядом, посиди». Несмотря на образ плохиша в кино («Гараж», «Гостья из будущего» и др. — Авт.), в жизни Слава был ранимым, нежным. Руководила всем я. Как-то прихожу домой поздно вечером, а они с сыном сидят в темноте возле телевизора. Спрашиваю: «Что случилось?», ответ: «Что-то свет барахлит». Оказалось, просто выбило пробки. Он даже не знал, где щиток этот находится. А когда дачу строили, так он повторял одно: «Зачем, зачем?» Это были 90-е. Материалов нет нигде. И тогда я взяла Славу за воротник, посадила в машину и мы поехали на завод. Когда там увидели Невинного, сразу все: чай, водка, закуска. Директор говорит: «Будут материалы для любимого артиста. Лучшие». Приводит нас на склад, а там цементные блоки. Тут я обратила внимание, что на них написано: «Брак». Я к директору: «Что же вы нас обманываете? Какие же они лучшие?» А он заулыбался: «Это блоки делали для космической отрасли для Байконура, так там они — брак. А для дачи — первый сорт, но вам продадим по цене брака!» А когда я потом попросила немного мрамора для террасы, так мне столько привезли, что хватило даже подвал из мрамора соорудить.

С кем на даче отдыхали?



— В основном семейные вечера были. Иногда Александр Калягин приезжал, они очень дружили. Помню, как-то захожу на кухню, а они обнялись и плачут. Я так и застыла. А оказалось, друзья соревновались, кто кого переплачет.

А что для Вячеслава Невинного было наивысшей радостью, кроме профессии?



— Он часами мог слушать пение птиц, обожал смотреть на грозу. Как-то были на гастролях в Киеве, пошли на Днепр купаться и тут — нагнало тучи, и гроза на полчаса. Все разбежались, а мы стояли и любовались. У вас ему очень комфортно было, утром на Бессарабку — это ритуал. Накупим клубники, черешни и идем по Крещатику кушаем — как семечки. А вечером спектакль и крики режиссеров: «Что вы так загорали? Красные, как раки! Стыдно зрителю показываться!» А еще у нас с Невинным была традиция: из Киева в Москву везли несколько килограммов сала. Он ваше сало просто обожал.

Вячеслав Михайлович много работал на «Союзмультфильме». Одна из самых запоминающихся ролей — Медвежонок из «Ежика в тумане». «Юра Норштейн признавался, что изначально хотел на эту роль Невинного, специально приходил на спектакли, присматривался, прислушивался. И ему нравился голос Славы. А потом они познакомились, начались записи. Я спрашивала: «Чего вы так возитесь с каким-то десятиминутным мультфильмом?». А Слава говорил, что рождается гениальная вещь, это не халтурка. Чтобы добиться нужного эффекта для финального монолога Медвежонка, Слава несколько часов бегал по корридорам «Союзмультфильма», специально изматывался, добивался настоящего дрожания в голосе (Медвежонок говорил волнуясь. — Авт.) и приступал к записи. Когда закончили работу, он пришел домой — рубашка, хоть выкручивай, сказал: «Тяжело было, но, кажется хорошо получилось!»

ПАВЕЛ СУСЛОВ. Роль Павла Суслова в фильме «Виринея» (1968) была для актера не первой, но именно после нее предложения сниматься посыпались на артиста одно за другим. Невинный снимался много — три-четыре картины в год. Тогда на одной площадке он оказался с мэтрами — Людмилой Чурсиной, Евгением Лионовым, и позже признавался, что многому у них научился. «При этом Слава всегда говорил, что для него главное — театр, а кино — это так, но всегда трепетно ждал сценарии фильмов, приглашения. Очень обрадовался, когда Александр Птушко позвал его на роль Фарлафа в «Руслан и Людмилу» — он обожал это произведение!»

КАРПУХИН. В комедии «Гараж» (1979) Невинный сыграл мелочного и нахального сотрудника института Карпухина. Он поддерживает правление, потому что те не обидели его и выделили гараж. Карпухин постоянно ругается с героиней Лии Ахеджаковой. «На самом деле они дружили, — вспоминает режиссер фильма Эльдар Рязанов. — Мы видели, как эта парочка общается, вместе кушает, как они шутят, что-то обсуждают, а потом вдруг включалась камера и они становились заклятыми врагами. Они не просто играли, они действительно ненавидели друг друга, презирали. От Карпухина-Невинного шли такие разряды, что казалось — он вспыхнет».

ВЕСЕЛЬЧАК У. Режиссер «Гостьи из будущего» Арсенов пошел на хитрость: сказал Невинному, что его напарником в детском фильме будет Михаил Кононов. Стоит ли говорить, что Кононова в фильм режиссер заманил... Невинным! Ведь они давно хотели поработать вместе. Так появился самый смешной космический дуэт злодеев в истории советского кино. Но от резко нахлынувшей славы оба актера открещивались. Когда сотый раз за день на гастролях детвора называла Невинного Весельчаком У, он злился, портилось настроение. Тем не менее от предложения Арсенова сняться в продолжении «Гостьи» «Лиловый шар» не отказался.

СТЕПАН. 1991 год для актера — рекордный: он снимается сразу в пяти картинах. Среди них — «Небеса обетованные» (роль Степана). «Работалось легко и быстро, — вспоминал актер. — Все свои люди, еще с «Гаража», как мушкетеры 15 лет спустя». В 90-х Невинный практически не снимается, переключается на театральную работу. Как и многие коллеги, он просто отказывается «мелькать» в третьесортных картинах. Одной из последних работ в кино стала роль Страшилы в «Волшебнике Изумрудного города». Примечательно, что режиссером был Арсенов — «обманщик», который в трудный период обеспечил актера работой.

Нина Гуляева (Невинная)

Родилась: 04.05.1931 Москва

Карьера: Народная артистка РФ

Единственное утешение для Нины Ивановны — работа и семья: «У меня замечательные внучки Иветта (1993) и Василиса (2001), они любят театр — дают о себе знать актерские гены. Хотя, если захотят выбрать другой путь, мешать не буду. Знаете, наш сын постоянно был в театре, иногда играл детские роли, знал всех актеров, бывало брали его на гастроли. Когда после школы Славка-младший сказал, что хочет стать актером, мы сильно не удивились. Пригласили нашего педагога, чтобы он поговорил с мальчиком и сказал свое мнение: будет ли у него будущее в театре или нет. И вот сидим мы на кухне, а они заперлись в комнате. Ждем. Час, два. Не выдержали, заходим, а они, перебивая друг друга, читали Блока. Вердикт был однозначным — поступать в театральный нужно».

© БиоЗвёзд.Ру