Главная Войти О сайте

Ольга Гзовская

Ольга Гзовская

Русская и советская актриса театра и кино.
Дата рождения: 10.10.1883
Гражданство: Россия

Родилась в семье чиновника московской таможни польского происхождения. В 1905 году закончила театральное училище при Малом театре (педагог — А. П. Ленский) и 1 сентября 1905 года поступила в Малый театр (первая роль Ариэль в «Буре» У.Шекспира, октябрь 1905 г.), где проработала 1905—1910 годы. Играя в Малом театре, Гзовская брала уроки у Станиславского. В июле 1908 г. вышла замуж за В.Нелидова (первый муж), управляющего труппой Малого театра. В 1908—1909 гастролировала по городам России. Затем в 1910 г. перешла в Московский Художественный театр — до 1917 г., вернулась в Малый (1917—1919). С осени 1919 преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии Большого театра, концертировала. Летом 1920 выступала на фронте с концертной программой. В ноябре 1920 г. со своим мужем актером В. Гайдаровым и еще с несколькими артистами МХАТа уехала за границу.Это произошло довольно неожиданно, никто из актеров не готовился к отъезду. Они гастролировали по Украине, но Гражданская война в 1919 году отрезала их от Москвы. Люди стали пытаться как-то выжить, постепенно к ним присоединялись еще московские артисты, оказавшиеся также отрезанными в других частях страны, в том числе несколько актеров труппы Синельникова. В итоге возникла довольно многочисленная группа известных театральных деятелей, куда входили, помимо Гзовской и Гайдарова, Алла Константиновна Тарасова, Василий Иванович Качалов, его супруга Н. Н. Литовцева, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, М. Н. Наблоцкая, ее муж актер Путята, Н. О. Массалитинов, Юрий Ракитин, Владимир Жедринский, М. А. Крыжановская, М. Н. Германова, Е. Н. Рощина-Инсарова, Петр Федорович Шаров и многие др. Решили держаться вместе. Об этом эпизоде из жизни родителей и истории МХТ писал театровед Вадим Шверубович, сын Качалова и Литовцевой.Гзовская, Ольга Владимировна Наталья Вагапова, историк театра, автор книги «Русская театральная эмиграция» в Центральной Европе и на Балканах", С-Петербург, издательство «Алетейя»:По какому принципу рванувшиеся к власти новые советские чиновники отбирали артистов, сказать трудно, скорее всего — по собственному разумению и пожеланию, упиваясь свалившейся к ним властью вершить человеческие жизни. Судьба остальных русских актеров их не волновала. Да и отобранные счастливцы предали товарищей. Гзовская и Гайдаров приглашения от новых властителей не получили и вынуждены были пробираться домой самостоятельно. Путь этот оказался долог.Работала в Эстонии, Латвии и Литве, Чехословакии, Югославии, Польше, Германии, где совместно с мужем организовала киностудию. Но не будучи профессиональными предпринимателями, не сумели содержать ее. В берлинском Городском оперном театре в 1926 году Гзовская поставила «Пиковую даму» П. И. Чайковского. По возвращении 1932 г. в СССР, работала в концертных организациях Москвы. В ноябре 1934 переехала в Ленинград, где продолжила концертную деятельность и постановила несколько литературных композиций. В 1939 была пришла в ленинградский Театр им. Ленинского комсомола. Но в связи с началом войны эвакуировалась в Новосибирск, где продолжала театральную работу, поставив спектакли «Самодуры» К. Гольдони и «Домик в Черкизове» А. Н. Арбузова. В марте 1943 поступила в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, где работала до 1956. Кроме того, руководила кружками художественной самодеятельности Дома ученых, Клуба моряков и др.Перешла в конце жизни на педагогическую работу.

© БиоЗвёзд.Ру