БиоЗвёзд.Ру


Оливье Мессиан

Оливье Мессиан

Французский композитор, органист, педагог, орнитолог.

Имя: Оливье
Фамилия: Мессиан
Дата рождения: 10.12.1908
Гражданство: Франция


Поступил в Парижскую консерваторию в возрасте 11 лет, окончил её в 1930. По композиции ученик Поля Дюка.

В 1940—1941 — узник нацистского лагеря для военнопленных.

Свыше 60 лет служил органистом в парижской церкви Святой Троицы.

теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила», 1948, и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, ударных и духовых, тетради 1 — 7, 1956—1958, и др.).

Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор.

Среди учеников: Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Ивонн Лорио (ставшая второй женой Мессиана), Яннис Ксенакис, Микис Теодоракис и др.

В 1975 г. Мессиан стал вторым (после Бенджамина Бриттена) музыкантом, удостоенным Премии Эрнста Сименса — одной из основных мировых музыкальных наград.

Во многих своих произведениях использовал первый аналоговый синтезатор волны Мартено (Ondes Martenot). Из современных исполнителей этот синтезатор использует в своих записях известная рок-группа Radiohead. См. подробнее: [[1]]

Произведения

Le banquet céleste, для органа (1928)

Préludes, для фортепиано (1928—1929)

Dyptique, для органа (1930)

La mort du nombre для сопрано, тенора, скрипки и фортепиано (1930)

Les offrandes oubliées, для оркестра (1930)

Trois mélodies, вокальный цикл (1930)

Apparition de l'église éternelle, для органа (1932)

Fantaisie burlesque, для фортепиано (1932)

Hymne au Saint Sacrament, для оркестра (1932)

Thème et variations, для скрипки и фортепиано (1932)

L’Ascension, для оркестра (1932—1933)

La Nativité du Seigneur, для органа (1935)

Pièce pour le tombeau de Paul Dukas, для фортепиано (1935)

Vocalise, для голоса и фортепиано (1935)

Poèmes pour Mi, вокальный цикл (1936, для оркестра — 1937)

O sacrum convivium!, хоральный мотет (1937)

Chants de terre et de ciel, вокальный цикл (1938)

Les corps glorieux, для органа (1939)

Quatuor pour la fin du temps, для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано (1940—1941)

Rondeau, для фортепиано (1943)

Visions de l’Amen, для двух фортепиано (1943)

Trois Petites liturgies de la Présence Divine, для женских голосов, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1943—1944)

Vingt regards sur l’enfant-Jésus, для фортепиано (1944)

Harawi: Chants d’amour et de mort, вокальный цикл (1944)

Turangalîla-Symphonie, для фортепиано, волн Мартено и оркестра (1946—1948)

Cinq réchants, для 12 вокалистов (1948)

Cantéyodjayâ, для фортепиано (1949)

Messe de la Pentecôte, для органа (1949—1950)

Quatre études de rythme, для фортепиано (1949—1950)

Le merle noir, для флейты и фортепиано (1952)

Livre d’orgue, для органа (1951—1952)

Réveil des oiseaux, для фортепиано и оркестра (1953)

Oiseaux exotiques, для фортепиано и оркестра (1955—1956)

Catalogue d’oiseaux, для фортепиано (1956—1958)

Chronochromie, для оркестра (1959—1960)

Verset pour la fête de la dédicace, для органа (1960)

Sept haïkaï, для фортепиано и оркестра (1962)

Couleurs de la cité céleste, для фортепиано и ансамбля (1963)

Et expecto resurrectionem mortuorum, для деревянных духовых, медных духовых и ударных (1964)

La Transfiguration de Notre-Seigneur Jésus-Christ, для расширенного хора из 10 групп, фортепиано, виолончели, флейты, кларнета, ксилоримбы, вибрафона и расш иренного оркестра (1965—1969)

Méditations sur le mystère de la Sainte Trinité, для органа (1969)

La fauvette des jardins, для фортепиано (1970)

Des Canyons aux étoiles…, для фортепиано, валторны, колокольчиков, ксилоримбы, камерного оркестра и 13 струнных (1971—1974)

Saint-François d’Assise, опера (1975—1983)

Livre du Saint Sacrament, для органа (1984)

Petites esquisses d’oiseaux, для фортепиано (1985)

Un vitrail et des oiseaux, для фортепиано, медных духовых, деревянных духовых и ударных (1986)

La ville d’En-haut, для фортепиано, медных духовых, деревянных духовых и ударных (1987)

Un sourire, для оркестра (1989)

Concert à quatre, для фортепиано, флейты, гобоя, виолончели и оркестра (1990—1991, завершено учениками)

Pièce pour piano et quatuor à cordes (1991)

Eclairs sur l’au-delà, для оркестра (1988—1992)

© БиоЗвёзд.Ру