Главная Войти О сайте

Отто Свердруп

Отто Свердруп

Норвежский полярный путешественник, участник похода Фритьофа Нансена по Гренладии
Дата рождения: 31.10.1854
Гражданство: Швеция
Отто Свердруп родился в 1854 году в Биндале в Норвегии в крестьянской семье. С 17 лет Свердруп занимался морским делом, плавал в Ледовитом океане, получил капитанский диплом. С Фритьфом Нансеном познакомился через его брата-адвоката Александра, чья усадьба соседствовала с фермой Свердрупов. В возрасте 34 лет Отто вместе с Нансеном впервые в истории пересекли на лыжах остров Гренландия. Когда Нансен на «Фраме» предпринял экспедицию к Северному полюсу, Отто занял пост капитана корабля. К тому времени он был женат и имел ребёнка. С 14 марта 1895 по 20 августа 1896 г. исполнял обязанности начальника Норвежской полярной экспедиции к Северному полюсу, так как Нансен попытался добраться до полюса на санях, и не мог вернуться на судно. В 1897 г один сезон плавал командиром туристического лайнера на Шпицберген.

В 1898 году Свердруп на «Фраме» отправляется исследовать Канадский Арктический архипелаг. За время экспедиции, которая закончилась в 1902 году, Свердрупу удалось открыть острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и прочие, картографировать западный берег острова Элсмир, и исследовать проливы между островами.

Состав второй экспедиции «Фрама» был интернациональным:

Отто Нейман Свердруп — командир корабля, начальник экспедиции.

Виктор Бауманн — первый помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии (с 1895). Окончил Берлинский университет, специалист по земному магнетизму.

Олаф Эаннес — штурман «Фрама». Рыбак с Лофотенских островов, сдав экзамен на штурмана, служил в пароходной компании Vesteraalen Steamship Company.

Гунер Ингвальд Изаксен — картограф, старший лейтенант кавалерии.

Герман Георг Симмонс — ботаник, швед по национальности. Окончил университет Лунда, в 1895 г участвовал в ботанической экспедиции на Фарерские острова.

Эдвард Бэй — зоолог, датчанин по национальности. Окончил университет Копенгагена, в 1891 г участвовал в экспедиции Эйдера в Гренландию.

Йохан Свендсен — врач. В 1893 г получив учёную степень, служил судовым врачом в компании Hamburg-America liners. Несколько лет практиковал на Лофотенских островах. Скончался в одиночестве 14 июня 1899 г. по неизвестной причине, когда исследовал насекомых на о. Элсмир. Он был единственным членом экспедиции, не прошедшим медицинское освидетельствование.

Пер Шей — геолог и минералог. Окончил университет Христиании.

Педер Леонард Хендриксен — гарпунщик, опытный арктический шкипер. Участник экспедиции на «Фраме» в 1893—1896 гг. В 1902 г. награждён золотой медалью «За службу королю».

Карл Ольсен — старший машинист. В 1893 г окончил инженерное училище.

Якоб Нёдтведт — второй машинист, кочегар и мастер на все руки.

Ивар Фосхайм — охотник и матрос. Известный в Норвегии того времени спортсмен, основатель санатория в Вальдресе.

Адольф Хенрик Линдстрём — провиантмейстер и кок. Коком служил с ранней юности. Позднее участвовал в экспедициях Амундсена в Арктику в 1903—1906 и в Антарктиду в 1910—1912 гг.

Сверре Хассель — матрос. Служил в ВМФ Норвегии, офицер кадетского корпуса в Хортене. Позднее участвовал в экспедиции Амундсена в Антарктиду в 1910—1912 гг.

Адольф Штольц — матрос. До экспедиции служил клерком и брокером.

Ове Браскерюд — кочегар. Подобно Фосхайму и Штольцу до экспедиции не имел никакого отношения к флоту. Скончался от тяжёлой пневмонии и непредоставления медицинской помощи (судовой врач был уже мёртв) 6 декабря 1899 г.

Экспедиция подробно обследовала территорию в 260 тыс. кв. км. — больше, чем какая-либо предшествующая экспедиция. Все территории объявлялись владениями Норвегии, и это вызвало затяжной спор с Канадой, судебные разбирательства тянулись до 1930 г., а последние документы об отказе от претензий, Сведруп подписал буквально за две недели до кончины. В 1931 г. Канадское правительство выкупило все материалы экспедиции Свердрупа, которые хранятся теперь в Национальном Архиве Канадской федерации.

В 1914 году Российская империя пригласила исследователя принять участие в операции по поиску и спасению полярных экспедиций Георгия Яковлевича Седова, Владимира Александрович Русанова и Георгия Львовича Брусилова, которые пропали друг за другом в течение одного года. Свердруп был назначен капитаном парохода «Эклипс», и в том же году отправился в Арктику. Зиму 1914—1915 годов пережидал у северо-западного берега полуострова Таймыр, а освободившись от льдов достиг острова Уединения, где осенью 1915 года поднял российский флаг.

После революции Свердруп продолжил сотрудничество с молодой Советской республикой, и в 1920 году на ледоколе «Святогор» освободил из ледового плена пароход «Соловей Будимирович».

В 1921 г. он совершил свою последнюю экспедицию в Арктику, вновь по заказу Советской России: на борту парохода «Ленин» он возглавил конвой из пяти судов, гружённых хлебом, которые провёл Северным морским путём через Карское море от устья Оби до Енисея.

Оставшиеся годы жизни провёл в Сандвике, близ Осло.

В 2001 г. Гренландия, Канада и Норвегия выпустила в его честь серию почтовых марок.

© БиоЗвёзд.Ру