Главная Войти О сайте

Петр Альтенберг

Петр Альтенберг

Австрийский писатель.

АЛЬТЕНБЕРГ Петер [Peter Altenberg, 1859–1919] (псевдоним Рихарда Энглендера) — австрийский писатель, типичный представитель венской лит-ой богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Творчество А. — яркий образчик лит-ого импрессионизма в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. Таковы его сборники: «Как я это вижу» (Wie ich es sehe, 1896), «Что мне приносит день» (Was der Tag mir zuträgt, 1900), «Prodromos» [1905], «Сказки жизни» (Die Märchen des Lebens, 1907, русск. перев., 1908), «Избранное» (Die Auswahl, 1908), «Земмеринг» (Semmering, 1912), «Feschung» [1914] и «Nachfeschung» [1916] и посмертный «Сумерки жизни» (перев. на русск. яз.). Основной принцип творчества А. — его крайний, до логического конца доведенный субъективизм. А. — вполне асоциален. У него типичное мироощущение оторванности от окружающего мира, осознание своей обособленности. Оно приводит А. к утверждению независимости своих взглядов, к отрицанию общественно-принятого, каких бы то ни было этических норм. Однако это отрицание, не имея подлинных положительных корней, идет по линии наименьшего сопротивления — выявления в парадоксах. Отрицание общества сводится к его эпатированию. Но даже и в этих пределах А. не претендует на роль учителя. Ему не свойственна активная, волевая направленность. Скептицизм А., окрашивающий все его творчество, носит печать пассивности и усталости. По существу А. — меланхолик, его недовольство неизменно приводит к подчинению судьбе. Мироощущение А. не только не волевое, но и не интеллектуальное — оно по преимуществу эмоционально. Отношение А. к миру выявляется не столько в мыслях, сколько в настроениях. Творчество А., как и весь поздний импрессионизм, носит на себе печать декадентского вырождения мелкобуржуазных слоев Австрии и Германии на рубеже XIX и XX вв. У А. эти моменты носят более подчеркнутый характер. Привносится анархичность, беспринципность, страсть к «эпатированию» буржуа, к парадоксальной философии. Отворачиваясь от действительности, капризно пренебрегая ею, этот импрессионист и упадочник в сущности так же примиряется с нею, как высмеиваемые им обыватели. А. культивирует сознательный самообман, характерный для мелкой буржуазии, вытесняемой из жизни и бессильной изменить ее по-своему. Все эти черты типичны для богемы того поколения, к к-рому принадлежал А., как специфической социальной группы, с неустойчивостью и поверхностностью мироощущения. Поверхностная эмоциональность А. — причина крайней узости его тематики. Это — или легкие наблюдения окружающей среды, или — чаще всего — внутренние «наблюдения» — лирические настроения — размышления.

Описания у А. часто не самоцель, а символы внутренних состояний. Его размышления группируются гл. обр. вокруг двух тем — взаимоотношений художника и общества и мира женской психики. Внешняя тонкость его парадоксов не спасает его однако от поверхностности. Бессилие мысли А. и беспринципность делают его неспособным к творческому осознанию мира в закономерной системе образов. Разорванные отдельные восприятия и настроения являются у А. отдельными художественными единицами. Художественный принцип А. выражается композиционно в замене развертывания образа, явления — намеком на него (часть вместо целого). Желая дать «экстракты жизни», «человека в одной фразе, душевное переживание на одной странице, пейзаж в одном слове», А. стремится в афористическо-замкнутой форме миниатюры дать наблюдение как символ целого явления. Но благодаря отсутствию подлинной мысли этот символизм остается на поверхности. Чередование мелких наблюдений с лирическими размышлениями заставляет его разорванную прозу колебаться между формами миниатюрной новеллы-анекдота и (чаще всего) лирически окрашенным афоризмом или стихотворением в прозе. Социально чуждый нам, А. не представляет большого интереса сейчас и в плоскости чисто эстетической. Творчество А. сохраняет значение гл. обр. историко-литературное как типичное выявление импрессионистского стиля.

© БиоЗвёзд.Ру