Главная Войти О сайте

Питер Блад

Питер Блад

Вымышленный персонаж романов Рафаэля Сабатини
Гражданство: Ирландия
По общему мнению, злодеи всех мастей и сложные противоречивые личности лучше удаются авторам. В них есть страсть, соль и краски жизни, борьба с самим собой и окружающими. Пусть ошибочны те постулаты, которым они следуют. Зато энергия, напор, одержимость, с какими герои добиваются своих целей, завораживают, вызывают огромный читательский интерес, вносят нотку непредсказуемости в повествование и, в конечном счете, приносят успех литературному произведению. В противоположность им положительные герои прописаны, как правило, одной белой краской, они скучны, однообразны и не представляют интереса, например, для артиста при работе над ролью.

Трилогия о капитане Бладе стоит особняком и бросает вызов устоявшемуся мнению. Возможно, он один такой во всей мировой литературе: с первой страницы однажды и навсегда берет читателя в плен, покорив своей мужественностью, чистотой намерений, красотой поступков, законченностью и полноценностью образа защитника людей. Сугубо положительный герой – уникальное явление в культуре. Действующий в стремительно меняющихся декорациях, ни на йоту не отступающий от кодекса чести, не скучный и не одномерный, а талантливый, многогранный, цельный – таков этот персонаж.

Поездив по миру и побывав в разных переделках, Питер осел в родном городе матери Бриджуотере, где занялся медицинской практикой. В стране готовится переворот, его участникам доктор не сочувствует и в мятеже не участвует. Однако судебная машина перемалывает любого, коснувшегося деятельности бунтовщиков (даже если это сделано из гуманных побуждений), и жестко, и даже свирепо наказывает. Против этой вопиющей несправедливости и встает герой трилогии Рафаэля Сабаттини – человек большой воли и мужества, последовательный, прямой, честный.

Врача-заключенного ссылают на тяжелые сельскохозяйственные работы на остров в Карибском море, где в условиях тропического климата, тяжелого труда и экзотических болезней он обречен на медленную смерть. Положение усугубляется жестокостью надсмотрщика полковника Бишопа, который относится к людям хуже, чем к рабам. Питера покупают за 10 фунтов, и персонаж грустно констатирует:

– Не каждому удается узнать себе цену. Мне довелось.

Это горькая ирония, которая характеризует в первую очередь извергов и палачей. Они не стесняются проверять у пленников зубы, оценивать тягловую силу и мышечную массу.

Но ирландец настоящую цену себе знает сам: он никогда не разменивал достоинство на подачки судьбы из рук неуважаемых и просто неприятных личностей, отвратительных в своей мелочности, низости. Карикатурный барон де Ривароль, позабыв о руководстве сухопутными и морскими войсками, жадно подсчитывает добычу до последнего дублона, обшаривая карманы подчиненных, бежит от корсаров, не желая выполнять пункты договора о дележке. Озлобленный Бишоп, жаждущий мести, потерял человеческий облик. Коварный флибустьер Диего де Эспиноса нарушает данное им слово и уводит корабль в неверном направлении. Закономерный финал – кончина 'от страха' на жерле пушки. Судья не способен выполнять свои функции представителя третьей власти. Лорд Джефрейс формально, а скорее, преступно-халатно относится к государственным обязанностям. А ведь от этого зависит жизнь человека. Чтение обвинительного заключения 'бунтовщику' под раскатистый хохот заключенного – это приговор самому судье, услышавшему страшный диагноз из уст Бога.

Всем недругам благородный герой преподает урок, все получают по заслугам. Но что удивительно: Блад не мстителен, сама мысль об этом ему неприятна. Он хотел бы, чтобы все поступали сообразно с нормами человеколюбия и уважения к личности. И первым подает пример такого поведения. Это поучительно и показательно, ведь если провести аналогию с Дантесом, то мы увидим, что граф де Монте-Кристо одержим жаждой мести. Составлен длинный список и целенаправленно выполняются все пункты, в нем обозначенные: кого разорить, кого ославить в прессе, кому открыть глаза на прошлое супруга и так далее. Питер Блад не таков. Он прощает своим врагам их прегрешения, снисходителен к людским слабостям, ироничен, иногда доверчив, но прямодушен и честен. О таких людях говорят: золотое сердце, светлый человек.

Капитан – апологет свободы, он по-настоящему раскован. Даже не будучи заключенным в клетку или кандалы, перемещаясь по острову, замечает: 'Карлайлская бухта, конечно, очень красива. Но это тюрьма, даже если нет стен и решеток'. И, самое главное, Блад свободен внутренне, потому что не подчиняет душу разъедающей ржавчине алчности, разгильдяйства, бессердечия, равнодушия. Человек выдающихся способностей, проявленных в морском и военном деле, медицине, изучении иностранных языков, показывает, как важно каждому владеть ремеслами, развиваться, совершенствовать мастерство, тянуться к знаниям.

Расхожее мнение о том, что женщина характеризует мужчину, который находится рядом с ней, в полной мере относится к мисс Бишоп. Целомудренная, прямая, лишенная какого-либо кокетства, доброжелательная и открытая – она как нельзя лучше соответствует представлениям о достойной спутнице необыкновенного героя. Трудно представить рядом с синеглазым ирландцем капризную даму, ветреную кокетку или необразованную, грубоватую простушку.

История сближения двух неординарных личностей – одна из главных интриг книги, которая держит в напряжении и дает немало пищи для размышлений. Арабелла в наименьшей степени напоминает амазонку или охотницу за богатством или статусом супруги высокопоставленного человека. Чем не урок современным девушкам, неверно расставляющим приоритеты? Рядом с прекрасной спутницей и без того замечательный герой приобретает ореол верного мужа, рыцаря любимой женщины. А без этого обстоятельства настоящий мужчина, как известно, не совсем настоящий.

Рафаэль Сабаттини потерял в автокатастрофе своего единственного сына. Но писатель сделал счастливыми миллионы мальчишек во всех уголках планеты. Переворачивая последнюю страницу, они уносили с собой частичку Питера Блада, становясь сильнее и сердечнее, навсегда открывая сердце добру и справедливости. Точно получали прививку к предательству, коварству, злобе, лжи во всех ее обличьях.

'Хроника', 'Удачи' и 'Одиссея' учили быть настоящими мужчинами, которые знают себе цену и никогда не плачут.

Книжками зачитывались и девочки. Читательницы представляли себя прекрасной мисс Бишоп и учились у литературной героини непосредственности, чуткости сердца, умению отстаивать свои принципы и вовремя признавать ошибки. Рассказывают, что девушки даже не рассматривали притязаний со стороны поклонников, если их любимым героем не был назван отважный корсар (это так, автор этих строк – не исключение, честно признается в этом).

Трилогия о капитане Бладе – не только выдающееся произведение в довольно богатом сегменте авантюрно-приключенческой литературы. Это феномен английской и мировой культуры. Книга на все времена.

© БиоЗвёзд.Ру