Главная Войти О сайте

Питер Гринуэй

Питер Гринуэй

Английский режиссер
Питер Гринуэй появился на свет в Ньюпорте, Уэльс, 5 апреля 1942 года. Когда отец вернулся домой с войны, семья переехала в Лондон, чтобы быть ближе к родственникам, которые жили в Эссексе. Отец занимался строительным бизнесом, а в свободное время уделял внимание орнитологии.

Любимыми предметами Питера в школе были история и литература, тогда как по математике он был двоечником. Также он интересовался живописью и сам неплохо рисовал. Во время своих прогулок он часто рисовал местные пейзажи, например, угольные карьеры и горы. В 10 лет Питер по примеру отца начал коллекционировать насекомых и наблюдать за птицами.

Посмотрев 'Седьмую печать' Бергмана, Гринуэй увлекся кино и сосредоточил свое внимание на таких мастерах, как Антониони, Годар, Пазолини и Рене. Его любимым писателем стал Х.Л. Борхес.

Увлечение живописью привело Гринуэя в Школу искусств Уолтемстоу, в которой он получил образование художника. После окончания школы он хотел поступить в Королевский колледж искусств на кинематографическое отделение, но не прошел огромный конкурс.

В течении нескольких лет Питер Гринуэй занимался разной работой: писал критические статьи, служил сторожем в институте кино, был ассистентом монтажера. В 1965 году он устроился в Центральное управление информацией. Здесь в течении 11 лет Гринуэй занимался монтажом документальных фильмов и часто посещал архив, где у него был свободный доступ к кинопроектору. Питер смотрел работы андеграундных режиссеров Стэна Брэкиджа, Холлиса Фрэмптона, Майкла Сноу, которые оказали заметное влияние на его творчество.

Вдохновленный свободой, с которой были сделаны артхаусные работы американских режиссеров, Питер Гринуэй начал снимать свои первые короткометражные фильмы. В конце 70-х годов его работы заметили на кинофестивалях. Картины 'Прогулка через Эйч' и 'Реконструкция Вертикальных предметов' получили положительные оценки и хвалебные отзывы.

В 1980 году вышла первая полнометражная картина Гринуэя 'Падения', которая получила премию Лондонского кинофестиваля за лучший дебют. Однако мировую известность режиссеру принес его следующий фильм 'Контракт рисовальщика' (1982). В нем впервые проявились две главные составляющие режиссерского почерка: отсутствие сюжетно-психологического развития и большая роль живописного решения как отдельного кадра, так и всего фильма.

Успех картины был настолько ошеломительным, что Гринуэй объехал почти весь мир, демонстрируя ее на различных кинопоказах. Режиссер пообещал себе посетить зоопарки во всех городах, в которых побывает. Именно они вдохновили Гринуэя на создание следующего фильма. Так появилась одна из самых необычных работ режиссера 'ZOO' (1985). Фильм, в котором нашлось место и женщине-калеке без двух ног, и братьям-близнецам, исследующим процессы распада живой материи, был безобразным, омерзительным, но в то же время прекрасным. Гринуэю вместе с оператором Сашей Верньи удалось создать завораживающе красивое полотно, трагичность которого подчеркивала мрачная музыка Майкла Наймана.

В 1988 году вышел фильм 'Отчет утопленников'. Его показали на Каннском кинофестивале, где Гринуэю вручили приз 'За художественный вклад'.

Самой известной и скандальной работой режиссера стала картина 'Повар, вор, его жена и ее любовник' (1989). В фильме еще в большей степени подчеркивалась скользкая грань между безобразным и красивым. Отвратительный вид помещения кухни, от которого тошнит, сменяется очаровательным видом ресторанного зала, где царит чистота, а все вещи расставлены строго по своим местам. Неотъемлемой частью картины стали секс и смерть, о которых, как говорит режиссер, и стоит снимать кино.

Удивительно, но этот странный, необычный фильм, получил огромную популярность и только в США собрал более 15 миллионов. Гринуэй, который всегда был безразличен к финансовой стороне дела, был доволен тем интересом, который возник к его персоне – о режиссере заговорили в Азии, России и США.

Следующие работы Гринуэя не были такими успешными. 'Книги Просперо' (1991) – вольная экранизация 'Бури' Шекспира оказалась уж слишком вольной, 'Дитя Макона' (1993) раскритиковали за религиозные спекуляции, а 'Восемь с половиной женщин' (1999) и вовсе назвали 'Самым большим разочарованием кинофестиваля в Каннах'. В промежутке между двумя последними фильмами Гринуэй снял 'Записки у изголовья' (1996) по мотивам японского произведения, дневников одной придворной дамы X столетия. Фильм не вызвал большого восторга, хотя и был принят довольно тепло.

Большие надежды публика и критики возлагали на картину 'Чемоданы Тулса Люпера'. По словам Гринуэя, этот проект будет охватывать период с 1928 по 1989 год и состоять из 92 эпизодов, рассказывающих о 92 чемоданах и 92 персонажах. В 2003 году в Каннах состоялась премьера первой части трилогии. Мир Гринуэя оказался настолько уникальным и самобытным, что члены жюри не знали, как оценить работу режиссера. В итоге он уехал с пустыми руками.

Однако Гринуэй не расстраивается. Он никогда серьезно не относился к кинематографу, а однажды даже заявил, что кино умерло в 1983 году, когда был изобретен пульт управления и человеку стали доступны возможности интерактивности. Как ярый постмодернист, Гринуэй всю жизнь искал новые способы применения киноязыка и новую визуальную оболочку. Питер Гринуэй - не режиссер в классическом смысле слова, а, как он говорит, 'гибрид' – его всегда больше интересовала литература и живопись, а идеи он предпочитает передавать картинками, визуальными средствами.

С 1999 года Гринуэй живет в Амстердаме вместе со своей второй женой Саскией Боддеке, театральным режиссером. В его планах снять фильмы о художниках Оскаре Кокошке и Босхе, картину о непорочном зачатии 'Иосиф' и романтическую комедию '4 бури и 2 младенца'. Несмотря на все заявления, Питер Гринуэй не собирается бросать кино, а продолжает искать новые способы его интерпретации.

© БиоЗвёзд.Ру