Главная Войти О сайте

Питирим Окнов

Питирим Окнов

Епископ Русской Церкви; митрополит Петроградский и Ладожский.
Дата рождения: 28.06.1858
Гражданство: Россия

Родился 28 июня 1858 в семье протоиерея мыса Коженгузен Рижского уезда Лифляндской губернии.

В 1879окончил Рижскую гимназию и поступил в Киевскую духовную академию.

3 июня 1883 пострижен в монашество, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 19 июня — во иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Киевской духовной семинарии.

С 26 июня 1887 инспектор Ставропольской духовной семинарии.

24 марта 1890 назначен ректором той же семинарии, а 8 апреля возведен в сан архимандрита.

С 11 января 1891 ректор СПБ духовной семинарии.

17 июля 1894 хиротонисан во епископа Новгород-Северского.

С 2 ноября 1896 — епископ Тульский и Белевский.

С 17 июня 1904 — епископ Курский и Белгородский.

25 февраля 1905 — епископ Курский и Обоянский.

6 мая 1909 возведён в сан архиепископа.

С 4 октября 1911 — архиепископ Владикавказский и Моздокский.

С 22 декабря 1913 — архиепископ Самарский и Ставропольский.

С 26 июня 1914 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии.

В 1915 пожалован бриллиантовый крест на клобук.

23 ноября 1915 возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским с правом ношения креста на митре.

6 декабря 1916 награждён правом служения с предносным крестом.

1 марта 1917 года (по другим сведениям — 28 февраля), наряду с царскими министрами и высшими государственными чиновниками, был арестован как представитель прежней власти и ставленник Г. Распутина; 2 марта под давлением революционной власти подал прошение об увольнении на покой и на последующих заседаниях Святейшего Синода не присутствовал.

6 марта 1917 года был уволен на покой, согласно прошению; местопребывание ему было определено в пределах Владикавказской епархии: или во Второ-Афонском Успенском монастыре, или на его подворье в Пяти­горске[1].

Скончался 21 февраля (по Юлианскому календарю) 1920 в Екатеринодаре.

Под его руководством в 1911 в Белгороде состоялось открытие мощей свт. Иоасафа Белгородского; организационная сторона торжеств вызвала нарекания, что привело к его перемещению на Кавказ — назначение архиепископом Владикавказским и Моздокским.

По отзывам многих, был доступным и несколько застенчивым, был любим своей паствой во всех епархиях, где служил.

Весьма лестно отзывался о нём в своих «Воспоминаниях»[2][3] князь Н.Д. Жевахов, хотя некоторые характеристики можно толковать как косвенное подтверждение выдвигавшихся против Окнова обвинений: «те сведения, какие сообщил мне почивший настоятель «Скита Пречистыя» Киевской епархии, схиигумен Серафим, рисуют картину иноческого пострижения молодого П.В.Окнова совсем необычными красками. Юноша П.В.Окнов был так изумительно красив, что даже его восприемный отец, известный своей подвижническою жизнью старец, иеросхимонах Алексий (Шепелев), скончавшийся 10 марта 1917 года, в Голосеевской Пустыни, близ Киева, отговаривал его от пострига, предрекая, что иночество явится для него чрезмерно тяжким крестным путем. Стройный, изящный, с женственными манерами и движениями, безгранично деликатный и превосходно воспитанный, робкий и застенчивый, юноша Окнов обращал на себя всеобщее внимание. Его огромные, задумчивые глаза, окаймленные ресницами, бросавшими тень на залитые ярким румянцем щеки, прелестный овал бледно-матового лица и великолепные черные кудри, свисавшие до самых плеч, точно просили кисти художника, чтобы быть запечатленными на полотне, как отражение расцвета нежной юности.»

Материнское влияние, в связи с глубокими религиозными основами, заложенными отцом, наложило на природу мальчика отпечаток чрезвычайной женственности. Я особенно подчеркиваю этот факт и желал бы сосредоточить на нем преимущественное внимание, ибо без этого условия весьма многое в последующей жизни митрополита Питирима останется непонятным.

[4]

Его связь с Г. Распутиным давала некоторым подозревать его в нарушении нравственной жизни. В петроградском обществе в дни Февральской революции нерасположение и ненависть к его личности привели к его отставке. Много пересудов вызывала также его привязанность к своему секретарю Ивану Зиновьевичу Осипенко, известного как «Ваня». «Чтобы как-то замаскировать слишком бросавшиеся в глаза странно близкие отношения главного сановника церкви и безвестного субъекта, Питирим выдавал Осипенко за своего воспитанника. »[5]

27 — 28 февраля 1917 года в его келью в покоях Александро-Невской Лавры во множестве ворвались люди, которые под предлогом поиска оружия обыскали помещение и арестовали митрополита, затем посадили его на старую разбитую машину и под народный неистовый крик, требовавший мщения «распутинскому» приверженцу, повезли по городу в Думу к Керенскому. Последний потребовал его немедленного отъезда из Петрограда. Митрополит уехал в Пятигорск, где проживал в подворье Второ-Афонского монастыря. Жил в бедности и презрении от светского общества при ставке главнокомандующего войсками Терско-Дагестанского края генерала И.Г. Эрдели.

Находясь в Екатеринодаре, где готовился отбыть через Новороссийск из России ввиду приближения Красной армии, умер 21 февраля 1920 года.

22 февраля отпевание покойного митрополита возглавил митрополит Антоний (Храповицкий), управлявший тогда Кубанской епархией; погребён в екатеринодарском соборе.

© БиоЗвёзд.Ру