Главная Войти О сайте

Сергей Ходнев

Сергей Ходнев

телеведущий
Гражданство: Россия

Какой Вы видите пражскую концертную жизнь, применительно к классической музыке?

- Прежде всего, наверно, любого, кто в Прагу приезжает, ждет ощущение, что классическая музыка так или иначе окружает его везде. Есть ощущение, что это музыкальный город, и это не удивительно, поскольку это третий город, который может похвастаться званием «Город Моцарта», после Зальцбурга и Вены. Фактически, число концертов, которые ежедневно проходят в городе, имеет какие-то астрономические, совершенно ошеломляющие масштабы, особенно в туристический сезон. Это важное уточнение, потому что, если приглядеться, то абсолютное большинство этих концертов на поверку и оказываются «туристическими мероприятиями». Грубо говоря, это ширпотреб. Но в целом в этой индустрии все-таки, как мне кажется, есть нечто симпатичное. Главным образом, потому, что все ведут себя по-честному. Все довольны - написано в программке: шедевры барочной музыки за полчаса, и что-то такое слушатель и получает. Как правило, при скверном исполнении, но ничего другого, собственно, и не обещали. Зато у слушателей при этом есть возможность оглядеться по сторонам. Учитывая то, что изрядная часть подобных концертов проходит в пражских церквах или в других исторических интерьерах, это довольно приятно. Главное, всё по-честному, - повторю еще раз. Но, даже если брать концерты «туристического» характера, то, должен признать, что и среди них есть по-настоящему интересные концерты. Что приятно.

Например?

- Могу указать на тот же «Реквием» Моцарта, от которого я, честно признаюсь, ждал чего-то совсем неприличного, в смысле качества. На самом деле концерт получился довольно толковый. Звезд с неба никто не хватал, но это была честная работа, без очевидной халтуры.

Ну а если говорить конкретно об оперной сцене?

- Прежде всего, как мне кажется, именно оперная жизнь для отечественного меломана будет в Праге особенно интересной. Не скажу, что она сулит ему множество безусловно положительных впечатлений, но, тем не менее, она интересна. И я объясню, почему. Дело в том, что Прага, как, собственно говоря, и наши столицы, переживает сложный период в своей оперной жизни, потому что пытается догнать европейский оперный опыт, в смысле, оперного режиссерского театра. При этом сталкивается с теми же противоречиями, которые есть и в наших оперных театрах на современном этапе. Попытка найти правильное соотношение проходит мучительно: между национальным и интернациональным репертуаром, между традиционным - в смысле режиссуры и постановки - и актуальным, передовым европейским оперным театром. Мой опыт довольно показательный, это был спектакль «Травиата» - недавняя, кстати сказать, премьера Пражской Национальной оперы. Показательным было то, что спектакль очень рабски, очень ученически копировал все штампы, которые можно было придумать, воображая себе среднеевропейскую актуальную заостренную постановку этой знаменитой оперы. При этом я хотел бы отметить, что в Праге работают многие известные в мировом оперном театре люди. Могу вспомнить Роберта Уилсона, который работал в пражской Национальной опере.

Речь идет о том, что период нестабильный, и за результат этого развития поручиться, наверно, никто не сможет. Но, именно благодаря тому, что это процесс становления, в нем могут быть не только спорные, сомнительные моменты, но и безусловные достижения. Поскольку Прага все-таки несколько ближе к европейским оперным центрам, то наблюдать за этими метаморфозами для любого человека, который интересуется оперой, довольно интересно. Репертуар пражских оперных театров в значительной степени ориентирован на интернациональную оперу, и это для российского меломана, который окажется в Праге, ценно.

Насколько востребованы чешские композиторы в России?

- Если брать какие-то, условно говоря, славянские музыкальные школы 19-го века, то, как раз чешская музыка востребована в наибольшей степени. Это касается и симфонической музыки, и оперы. Например, я могу отметить, что в Москве в последнее время ставились и опера Леоша Яначека «Средство Макропулоса», и «Русалка» Дворжака, причем, интерес был продемонстрирован очень значительный. При этом хочу заметить, что наши артисты, у которых бывают проблемы даже с итальянским языком, тут очень старательно выучили чешский язык и пели по-чешски. Что же касается более ранней музыки, то и здесь интерес весьма велик. В Москве она, к сожалению, не исполняется часто, но, насколько я могу судить по интересу к записям, именно чешская музыка 18-го века, барочная и раннеклассическая музыка, вызывает большой интерес. И даже чешские исполнители этой музыки оказываются на очень высоком уровне. В частности, я могу назвать композитора Яна Дисмаса Зеленку, он в последнее время в очень большой моде, в том числе и в России, или Йозефа Мысливечека, который стал, наверно, одним из главных открытий последних 10-15 лет.

© БиоЗвёзд.Ру