Главная Войти О сайте

Сергей Коновалов

Сергей Коновалов

Летчик истребитель
Гражданство: Россия

Родился в 1920 году в деревне Пески, ныне Рамешковского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1934 году переехал в город Калинин. Окончил 7 классов, школу ФЗУ на вагоностроительном заводе. Работал в инструментальном цехе завода токарем и учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В Июле 1941 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

В Декабре 1942 года после переподготовки прибыл на фронт. К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 13-я Гвардейская истребительная Полтавско - Александровская ордена Кутузова авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант С. И. Коновалов совершил 161 боевой вылет, в 26 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы 4 самолёта противника.

К концу войны совершил 248 боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника лично и 4 в группе с товарищами. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1960 года Полковник С. И. Коновалов - в запасе. Жил в Калинине. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Февраля 1975 года, похоронен в городе Калинин.

* * *

Свою боевую деятельность Сергей Коновалов начал в Марте 1943 года на Северо - Кавказском фронте в составе 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Летал на Як-1. В течение первого месяца сбил 2 самолёта за один вылет. Однако, в одной из неравных схваток и самолёт Сергея был подбит. Раненый лётчик дотянул машину до своей территории, сделал вынужденную посадку. Полковые связисты потеряли его след, а друзья сожалели, что такой хороший, душевный парень выбыл из строя. Сергей же не думал о поражении. Он устранил повреждение, с помощью местных жителей перевязал рану и взлетел в синее небо, вернулся на аэродром. Его встретили восторженно, а командиры отметили и его отвагу, и знание техники, и одержимое стремление побеждать любые препятствия.

Его путь в авиацию, на фронт изведан многими молодыми людьми того времени. 14-ти лет приехал он из деревни в город Калинин, поселился у сестры. Два года учился в школе, а потом пошёл в рабочие - учился в ФЗУ, овладевал токарным делом, работал в многотысячном коллективе вагоностроителей, полюбил Волгу, стал искусным пловцом. Юношеская энергия била через край. И кто же в эти годы не мечтал о покорении спортивных вершин, о геройстве ? Сергей никогда не увлекался пустыми, нереальными мечтами. Он предпочитал не говорить, а действовать. В один из летних дней молодой токарь оказался в аэроклубе, увидел, как взлетает самолёт в небо, и решил стать лётчиком. Заводская комсомолия поддержала его, и, когда настала пора идти в армию, пилот - инструктор аэроклуба стал курсантом лётного военного училища.

А на фронте однополчане быстро оценили замечательные бойцовские качества истребителя Сергея Коновалова. Командир полка выразил всё это одной красноречивой фразой: "За короткий срок из неопытного молодого лётчика вырос в воздушного аса".

Ас ! Лётчики не бросались этим словом. Им называли самых достойных. И названный асом дорожил этой честью больше, чем жизнью. Коновалову всё чаще стали доверять водить в боевые полёты группу истребителей. Лётчики охотно вылетали вместе с ним. Они верили в его мастерство и удачливость.

Осенью 1943 года шла битва за Днепр. 1 Октября восьмёрка Як-7 вылетела на прикрытие наших войск в районе Мишурин - Рог. Ведущий Коновалов насчитал большое количество немецких самолётов, идущих к Днепру, - 45 "Юнкерсов" в сопровождении десятки "Мессеров". Семикратное превосходство ! Но сколько бы их ни было, они не должны сбросить бомбы на наших пехотинцев и танкистов, форсировавших Днепр. И Коновалов повёл свою восьмёрку в атаку. Истребители, рискуя жизнью, расстроили боевые порядки противника и вынудили немецких лётчиков побросать бомбы где попало и удалиться восвояси. Вместе с ведомым Коновалов сбил одного бомбардировщика.

В 1944 году Коновалову было присвоено звание Старшего лейтенанта, он был направлен в 150-й Гвардейский истребительный авиационный полк и назначен заместителем командира эскадрильи. В составе этого полка воевал на 2-м Украинском фронте.

В Ноябре 1944 года, пользуясь активной поддержкой с воздуха, наши войска прорвали оборону противника и, развивая успех заняли ряд опорных пунктов. Механизированные части вошли в прорыв, смяли вражеские заслоны и стали гнать врага на северо - запад. Лётчики 3-го Гвардейского истребительного авиакорпуса действовали на главном направлении, прикрывали полки и дивизии наступавших армий, сопровождали бомбардировщики и штурмовики при действиях по узлам сопротивления, опорным пунктам, вражеским батареям. Они стремились вывести из строя как можно больше самолётов противника, поэтому в воздухе одновременно находилось порой более 50 "Лавочкиных" и "Яковлевых", которые действовали эскадрильями и звеньями.

В ходе всей операции истребительные полки 5-й Воздушной армии оставались хозяевами в воздухе даже при численном превосходстве противника. Советские лётчики своевременно разгадывали замысел и тактику врага и благодаря своей отваге, мастерству и отличному взаимодействию, умелому использованию всех качеств своих самолётов и их вооружения достигали победы.

Заслуживает внимания опыт боевого применения труппы "Меч" из 150-го Гвардейского истребительного авиаполка, которая часто использовалась для наращивания сил в воздушных боях. Этому способствовало то, что базировалась группа всего в 8 - 12 км от района боев и имела четкую связь с командным пунктом. В состав этой группы был направлен и Сергей Коновалов. Он мастерски сражался с врагами. Трижды в бою подбивали его машину, и всякий раз он находил в себе силы выходить победителем.

8 Декабря 1944 года четвёрка Як-3 ведомая Сергеем Коноваловым, прикрывая наземные войска в районе Рацкерестура, встретила в воздухе около 30 FW-190. Ведущий подал команду атаковать противника и первый пошёл в бой. Умело сманеврировав, Коновалов подошел к одному из "Фоккеров" на дистанцию 50 - 100 метров и сбил его. Умело увернувшись от вражеского огня, он стремительно сблизился со вторым "Фоккером" и отправил его на землю, вслед за первым. Следуя примеру бесстрашного командира, ведомые сбили ещё 3 немецких самолёта. Атака врага на наши войска была сорвана. Потеряв 5 машин, противник повернул назад, а четвёрка истребителей Коновалова без потерь вернулась на базу. Весь бой занял 15 - 20 минут. В результате крупный налёт на наземные войска был сорван.

И таких вылетов было много. Командование тремя словами определило стиль боевой работы заместителя командира эскадрильи Г вардии Старшего лейтенанта С. И. Коновалова: смелость, внезапность и дерзость. Было замечено: ни один самолёт противника, преследуемый Коноваловым, не уходил целым, что ас бьёт с коротких дистанций и только прицельным огнём.

Всего рабочий парень с Калининского вагоностроительного завода совершил 248 успешных боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами. Его заслуги были оценены по достоинству: 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Сергей Иванович, окончив Военно - Воздушную академию, продолжал служить любимому делу, сколько позволило здоровье. Выйдя в отставку, он жил недалеко от своего завода, встречался со старыми друзьями, был, как всегда, радушен и жизнерадостен. Но подорванные силы заметно таяли, и он безвременно скончался. Победу он оплатил дорогой ценой...

© БиоЗвёзд.Ру