Главная Войти О сайте

Сергей Левицкий

Сергей Левицкий

философ, публицист, литературовед.
Дата рождения: 15.03.1908
Гражданство: Россия

В диссертации доказывал, что свобода воли есть необходимое условие критического отношения к суждению, помимо которого истина является недостижимой. Во время войны вступил в ряды Национально-трудового союза, одним из идеологов которого и стал («солидаризм»). После войны, покинув Прагу, оказался в числе перемещенных лиц в Германии, где в 1947 в издательстве «Посев» вышла его работа «Основы органического мировоззрения». В этой книге он изложил сущность интуитивизма, персонализма и морально-социальных теорий солидаризма. В 1949 Левицкий жил в США, где работал преподавателем русского языка.

В 1958 издательством «Посев» выпущена его книга «Трагедия свободы». С 1965 по 1974 (до пенсии) преподавал в университете Джорджтауна. В 1968 вышли его «Очерки истории русской философской и общественной мысли».

В книге «Трагедия свободы» он усматривает в ней «шанс и риск творческого пути человечества» и подробно исследует основные ее «составляющие»: свободу действия, свободу выбора, свободу хотения. Свобода, по Левицкому, неотъемлемый атрибут как человеческой личности, определяющий внутреннюю природу ее «я», ее сущность, так и бытия вообще. Но если понимать свободу лишь в негативном смысле, как абсолютное отсутствие детерминизма, то необходимо признать, пишет Левицкий, что никакое частное бытие не может быть свободным уже в силу своей обусловленности как предшествующим ходом событий, так и мировым целым. При таком понимании свободы «перед нами, следовательно, стоит дилемма: свобода присуща или Господу Богу, актом чистого произвола создавшему мир, или же свобода присуща небытию». Остается, по словам Левицкого, «только один путь»: найти то, что обще бытию и небытию. Этим общим может быть лишь возможность. Вслед за В. С. Соловьевым он очерчивает сферу свободы категорие й сущего, а не категорией бытия. «Свобода, — пишет Левицкий, — лежит в сущем, а не в бытии. Бытие свободно лишь поскольку оно “может быть иным”, т. е. свобода предшествует бытию». Большое место в наследии Левицкого занимает анализ творчества и отдельных произведений русских писателей. Одна из самых обширных глав в «Очерках русской философской и общественной мысли» посвящена Ф. М. Достоевскому, в котором Левицкий усматривает «залог оправдания и возрождения русской культуры». Главная проблема Достоевского есть и главная проблема русской философии: проблема добра и зла. Достоевского и Соловьева, по его мнению, объединяла прежде всего приверженность христианскому миропониманию в период, когда большинство русской интеллигенции переживало увлечение материализмом и атеизмом.

В своих трудах Левицкий пытался придать христианский характер масонскому понятию солидарность, фактически противопоставляя ему православное понятие соборность.

© БиоЗвёзд.Ру