Главная Войти О сайте

Шустов

Шустов

Производители коньяка
Гражданство: Россия
Николай Шустов родился в Москве, в семье церковного дьяка Леонтия Шустова. Отец Николая был вольноотпущенным крестьянином из имения генерала Измайлова. Пожив в нескольких городах, Леонтий решил осесть в Москве. Здесь в 1811 году он получил звание купца третьей гильдии, однако торговлей решил не заниматься. Он предпочел служить дьяком в церкви, числясь в реестрах города 'не торгующим купцом'. Долгожданный сын, которого назвали в честь Николая Чудотворца, родился лишь к пятидесяти годам. Как полагал Леонтий, Господь таким образом наказал его за чрезмерное употребление алкоголя.

Николай рос смышленым и спокойным. В двадцать лет он женился на купеческой дочери Аграфене, которая родила ему четырех дочерей. Когда в семье начали рождаться мальчики, Николай решил делать водку и основал компанию 'Шустов и сыновья'.

Несмотря на большую конкуренцию на московском рынке, дело Николая Шустова выжило и стало солидным. Небольшие объемы производства Шустов компенсировал отличным качеством продукции. Многие покупатели эту находку оценили, и со временем компания обзавелась своей постоянной клиентурой. Способствовала росту производства и реформа 1863 года, согласно которой продажа вина становилась свободной, но облагалась акцизным сбором.

Сначала завод Шустова, который разместился на месте бывшей кузни на Маросейке, не приносил прибыли. Конкуренция была огромная: только в Москве производством 'хлебного вина' занималось около 300 фирм. Однако постепенно дела предпринимателя начали налаживаться, и уже в 1865 году Шустов перевел производство с Маросейки на улицу Мясницкую, в дом Нилуса. Завод просуществовал там до 1880 года.

По данным на 1881 год, фирма Шустова, которая имела в своем распоряжении 18 рабочих, произвела 3950 ведер водки на сумму 20100 рублей. Несмотря на хорошие показатели, компания занимала только 16 место по производству водки в России. Но Николай Шустов не отступал, ведь его главной целью было составить конкуренцию самым крупным российским водочникам.

Николай Шустов, который был большим экспериментатором, начал патентовать новые виды горячительных напитков, часть из которых он позаимствовал из записных книжек своего отца. Так на российском рынке появились 'Зубровка', 'Рижский бальзам', 'Нектарин', 'Спотыкач', 'Запеканка', 'Рябина на коньяке' и другие виды настоек и наливок.

В 1897 году компания владела уже многими ликерными и водочными заводами в Москве. Она торговала наливками, водкой, ликером, коньяком, спиртом, виноградными винами.

После смерти Николая Шустова его дело продолжили сыновья – Николай и Леонтий. В 1899 году они купили у армянского купца Таирова убыточный винодельческий завод на территории Эриванской крепости. Предприятие занималось производством коньяка. Так в ассортименте компании появился новый алкогольный напиток, который со временем стал основным.

Николай и Леонтий оказались не менее предприимчивыми и находчивыми, чем их отец. Они не только смогли продолжить дело Шустовых, но значительно расширили и усовершенствовали производство. Николай имел организаторский талант, а Леонтий неплохо разбирался в технологии производства и даже частично усовершенствовал устаревшее оборудование.

Большую роль в коньячном производстве Шустовых сыграл промышленный шпионаж. Братья понимали, что для того, чтобы выйти на новый уровень, им необходимо повысить качество продукции. В то время наиболее ценным считался французский коньяк, поэтому младший брат Леонтий отправился во Францию. Вылазка прошла удачно, и вскоре компания Шустовых начала делать коньяк высшего качества.

Выкупив коньячный завод Таирова, братья Шустовы начали настоящую экспансию Араратской долины. Они открыли еще семь производств, тем самым вытеснив почти всех конкурентов. Армянский коньяк закупало более 2000 оптовиков со всей России, среди которых такие известные компании, как Депре, Арабажи, братья Елисеевы и другие. Кроме того, братья Шустовы купили коньячный завод в Кишиневе и освоили производство коньяка в Одессе, на заводе, который принадлежал обществу 'Черноморское виноделие'.

Современники называли старшего из братьев, Николая Николаевича Шустова, 'королем коньяка'. В 1900 году он тайно послал образцы своего коньяка на выставку в Париж. Жюри, которое состояло исключительно из профессионалов, присудило неизвестному предпринимателю Гран-при. Узнав, что он не является французом, жюри разрешило Шустову писать на бутылках его производства не 'бренди', а 'коньяк', несмотря на то, что такое название имели право носить только французские алкогольные напитки.

Коньячное производство постепенно расширялось, и очень скоро вторым центром производства стал Кишинев, где изготавливался бессарабский вид напитка. Чтобы лучше продвигать свою продукцию, семья Шустовых использовала проверенную методику – засылала агентов в рестораны, и если там не оказывалось их коньяка, подсадные клиенты очень гневались и ругались. Кроме того, шустовский коньяк рекламировался в газетах и журналах, а театральные режиссеры за хорошие деньги вплетали название этого напитка в свои пьесы.

Вскоре коньяк производства 'Шустов и сыновья' стал известен во всем мире. Он получал награды на выставках в Антверпене, Варшаве, Нижнем Новгороде, Новом Орлеане, Амстердаме. Англия каждый год закупала 120 тысяч бутылок шустовского коньяка. С 1912 года компания официально стала поставщиком двора Его Императорского Величества.

В 1916 году умер Николай Шустов, а в 1917 году произошла революция, которая положила конец коньячной империи Шустовых. Имущество компании было национализировано и передано народу. Несмотря на приход новой власти, семья Шустовых за границу не выехала. Николай Шустов-старший, открывший компанию, имел четырех сыновей. Николай и Леонтий умерли, Сергей Николаевич работал в Центросоюзе, а Павел Николаевич стал известен, выпустив книгу 'Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды'.

Компания Шустовых возродилась уже после распада Советского Союза. Потомки знаменитой семьи передали право на использование имени группе предприятий 'ОСТ'. Сегодня торговая марка 'Шустовъ' является одной из основных в брэндинге предприятий 'ОСТ'. В производстве продукции учитываются как исторические традиции, так и экономические составляющие современного рынка. Сегодняшний ассортимент 'Шустова' состоит из коньяка, водки, бальзама, горькой и сладкой настойки.

Во все времена коньяк 'Шустовъ' любили и почитали многие именитые люди. Например, его любил последний царь Николай II. А Черчилль постоянно дразнил советскую власть, называя армянский напиток 'знаменитым коньяком Шустова'. Каждый год премьеру Великобритании отправляли 400 бутылок коньяка, который был подписан, как 'бывший шустовский'.

Любил пить знаменитый коньяк и скандальный поет Сергей Есенин. Известно, что он предпочитал настойку 'Рябиновую'. А Карл Фаберже, например, употреблял шустовский бальзам.

Дело Николая Шустова продолжает жить и в наше время, а коньяк с каждым годом становится только вкусней.

© БиоЗвёзд.Ру