Главная Войти О сайте

Сидор Слюсарев

Сидор Слюсарев

летчик истребитель, Герои народно - освободительной войны в Китае
Дата рождения: 14.05.1906
Гражданство: Россия

Родился в семье рабочего. Русский. С 1917 г. – ученик слесаря ремесленного училища г. Тбилиси, с 1918 г. - батрак у зажиточного крестьянина в деревне Бадьяуры, с 1922 г. - кочегар паровой молотилки в деревне Бадьяуры, с 1925 г.- слесарь завода им. Орджоникидзе (бывший завод «Арсенал»).

В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1929 г. В 1930 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. После окончания авиашколы был оставлен в ней инструктором. Обучил более тридцати курсантов.

С 1933 г. - командир корабля ВВС КБФ, а затем ВВС ЗабВО, с 1937 г. - летчик-инструктор по технике пилотирования, а затем командир авиаэскадрильи ВВС ЗабВО.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в мае - октябре 1938 г. Был командиром эскадрильи скоростных бомбардировщиков. Совершил 12 боевых вылетов.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: «На центральном фронте главной магистралью, которую японская армия использовала для продвижения в глубь страны, являлась река Янцзы. Особо важное значение эта магистраль приобрела в период наступления на Ухань, захватив который японские агрессоры рассчитывали сломить сопротивление китайской армии и принудить Чан Кайши к капитуляции. Китайское командование, которое не имело средств береговой обороны и военного речного флота, ставило перед бомбардировочной авиацией задачу - задерживать продвижение противника и уничтожать его транспорты и военные корабли на Янцзы.

Для переброски войск и снабжения армии продовольствием и боеприпасами японцы использовали как свой, так и захваченный ими у китайцев речной флот, вплоть до лодок и старых барж. Караваны, составленные из всевозможных транспортных судов, объединялись в группы по 40-70 единиц и продвигались вверх по Янцзы под конвоем военных кораблей среднего и малого тоннажа, шедших на 1 км впереди, по сторонам и сзади…

С прибытием советских летчиков-добровольцев интенсивность боевых действий китайской бомбардировочной авиации все время нарастала. Это вынудило японское командование еще увеличить свои воздушные силы... Появление на фронте нового истребителя типа И-97 заставило китайское командование довести высоту полета до 7,5-8,5 тыс. м с использованием кислорода и прибегать к высотному бомбометанию.

К тому времени летный состав наших ВВС еще не был подготовлен к этому, только отдельные летчики начинали тренировку, так что осваивать высотные полеты нам пришлось сразу в ходе боевых действий. Тыловые технические части китайской армии не имели кислородных станций, кислород мы вынуждены были закупать в частной мастерской. По качеству он был сомнительным, с большим количеством различных примесей. Были случаи потери сознания у отдельных членов экипажа…

Кислородное голодание не все переносили одинаково. Многое зависело от физической подготовки и тренированности организма, способного обойтись меньшей дозой кислорода. Как правило, вопреки нормативам мы открывали кислородный кран наполовину, тем самым увеличивая радиус действия самолета на высотах».

Генерал-лейтенант авиации Слюсарев вспоминает: «3 июля 1938 года три самолета СБ… произвели бомбометание и разведку боем аэродрома у г. Аньцин, где находилась японская база по сборке бомбардировщиков… Чтобы точнее поразить цель мы решили применить метод прицельного одиночного сбрасывания бомб каждым самолетом самостоятельно с высоты 7,2 тыс. м по стоянкам, аэродромным сооружениям, самолетам и судам, разгружавшимся в порту Аньцин.

Наше длительное пребывание над целью дало возможность японской зенитной артиллерии пристреляться: при последнем выходе на цель осколком от разорвавшегося вблизи снаряда на ведущем самолете был поврежден наддув правого мотора. В это время в воздухе появились истребители противника… Так как один из моторов работал не на полную мощность, мы шли на меньшей скорости, но плотным строем… Стрелок доложил, что справа приближаются два самолета противника… Кроме того было замечено еще восемнадцать самолетов И-96, приближающихся двумя девятками с левой стороны, а сзади - группа из семи самолетов И-95.

Японские истребители стремились атаковать наши самолеты с разных направлений. Мы стали уходить с набором высоты и пологим разворотом вправо… Истребители не имели возможности атаковать сверху. Я маневрировал скоростью: то снижал, то увеличивал ее. Одновременно по сигналу радиста делал отвороты… в ту или иную сторону. Один самолет И-96, по всей вероятности ведущий группы, пристроился ко мне справа и шел все время в 10 м сбоку или в 5 м сзади, так что я видел лицо пилота. Японские летчики после заградительного огня переходили на правую сторону и атаковали по одному, стремясь попасть в «мертвый» конус и подлезть под стабилизатор какого-либо бомбардировщика.

Хорошая организация наблюдения, быстрый переход стрелков от верхних, турельных пулеметов к люковым, организованное взаимодействие стрелков-радистов (по принципу защиты соседнего самолета) помешали японским истребителям достичь успеха. Те истребители, которые осмеливались подходить на близкую дистанцию, были сбиты метким огнем наших стрелков. После атаки истребители спускались вниз, снова набирали высоту и готовились к повторным атакам. В этом бою, который продолжался более 50 минут, были сбиты и сгорели четыре японских истребителя. Я все время не терял из виду своего преследователя, он так и шел рядом со мной на одной высоте.

Сигналом конца воздушного боя послужила его последняя атака. Он задрал нос своего самолета, поднялся выше еще на 50-70 м и оказался позади меня метров на 30-40 и, на некоторое время потеряв меня из виду, стал переводить свой самолет в пикирование для атаки. Я следил за ним и в момент его перехода в пикирование отвернул свой самолет влево с сильным заносом хвоста. Правый самолет летчика Котова оказался выше меня, а левый (Анисимова) - ниже. В момент атаки японец был под нашим звеном и попал в зону выгоднейшего обстрела из люковых пулеметов. Он был сбит стрелками… У нас потерь не было, только один стрелок-радист был ранен в ноги, но продолжал бой. Потом на каждом самолете насчитали от 20 до 70 пробоин, но все дошли благополучно и сели…

Были тяжелые дни и у нас. В одном из воздушных боев японцам удалось сбить группу из пяти самолетов СБ. Из 15 членов экипажей спаслись на парашютах только 6 человек (они совершили затяжные прыжки)… Несмотря на горький для нас итог воздушного боя 12 августа, когда было потеряно пять самолетов СБ (правда и пять истребителей противника были сбиты), мы вынуждены были продолжать боевые действия без прикрытия истребительной авиацией».

Вспоминает полковник медицинской службы Белолипецкий: «Боевые действия группы наших бомбардировщиков возглавлял Сидор Васильевич Слюсарев - сухощавый блондин высокого роста, отличной физкультурной выправки. Он был немногословен, требователен к себе и подчиненным. За несколько месяцев под командованием Слюсарева эскадрильи наших скоростных бомбардировщиков с советскими и китайскими экипажами произвели много смелых ударов по важным объектам японских. интервентов на оккупированной ими территории Южного Китая.

Одинокий сарайчик под односкатной бамбуковой крышей в юго-западной части аэродрома был местом, где собирались и обсуждали боевые действия. Мне запомнились слова С.В. Слюсарева, сказанные на одном из разборов: «Скорость японского истребителя после переделки И-96 на И-97 увеличилась... Теперь нашей «катюше» стало труднее уходить от него. Воевать стало сложнее. Но при соблюдении надлежащей плотности строя в полете, самом внимательном наблюдении за воздухом и умелом применении оружия воевать можно успешно, несмотря на численное превосходство противника».

18.08.38 г. в ходе высотного полета после выполнения боевого задания капитан Слюсарев потерял сознание. Когда горючее кончилось, двигатели остановились, самолет стал снижаться, и Слюсарев пришел в себя. Ориентировку восстановить было уже невозможно, но он все-таки сумел совершить вынужденную посадку.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: «Совершив противозенитный маневр, группа начала выходить из зоны обстрела и направилась к своему аэродрому. Через 5-10 минут я стал ощущать нехватку кислорода, появилось безразличие, ослабло внимание, трудно стало следить за своими ведомыми, а также за работой моторов и показаниями приборов.

В моем сознании зафиксировалось одно6 не терять высоты и держать курс… Иногда мне казалось, что нас атакуют… Я машинально делал резкие маневрыот воображаемых истребителей… Мои непонятные маневры спутали весь строй наших самолетов. Экипажи ведомых звеньев поняли, что с ведущим произошло что-то неладное, и самостоятельно отошли на свою территорию. Так продолжалось около часа. Когда горючее подошло к концу, самолет постепенно стал снижаться… Ко мне стала возвращаться ясность сознания… Стараясь как можно дальше уйти от линии фронта на свою территорию, я держал самую выгодную для планирования скорость. На высоте около 2-1,5 тыс. м открыл крышку фонаря и стал рассматривать местность. Она была гористая, отдельные горы возвышались на 2-3 тыс. м.

Пролетая долиной между гор, я подыскивал площадку для посадки. Впереди по курсу появилась гора, а высота к тому времени была уже около 600 м. Чтобы избежать лобового удара, я резко развернул самолет влево на 180°, в результате такого сильного маневра он потерял скорость и чуть не сорвался в штопор. Отдавая штурвал от себя, я снизил самолет почти до самой земли, а затем резко рванул штурвал к себе. В результате самолет снова взмыл вверх и стал парашютировать. Коснувшись земли, он прополз метров 50-70 и остановился на краю оврага. Я сильно ударился лицом о штурвал и на мгновение потерял сознание… Экипаж остался невредимым… Выйти из кабины я смог только с помощью товарищей».

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: «К декабрю 1938 г. наши отношения с высшим китайским командованием стали ухудшаться… К этому времени бомбардировщики нашей группы выработали свои моторесурсы. Но, чтобы не дать поводов к обострению отношений с китайским командованием, мы перебазировались на тыловые аэродромы в районе Ланьчжоу и получили приказ приступить к обучению китайских специалистов. Закончив обучение китайского летно-технического состава, весной 1939 г. мы отправились из Ланьчжоу автотранспортом в Алма-Ату».

Всего за время боев, с мая по октябрь 1938 г., летчики эскадрильи Слюсарева потопили более 70 военных кораблей и транспортных судов, уничтожили до 30 самолетов на аэродромах, сбили в воздушных боях 15 истребителей. Из шестидесяти человек группы на Родину вернулись только шестнадцать.

22.02.39 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, капитан Слюсарев Сидор Васильевич был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая звезда» № 125.

В 1939 г. он был назначен заместителем командующего 2-й авиационной армией особого назначения.

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командующего ВВС 8-й армии.

В 1940 г. полковник Слюсарев был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа, а в 1941 г. - заместителем командующего ВВС Киевского особого военного округа по боевой подготовке.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим ВВС Юго-Западного фронта, а затем ВВС 25-й армии.

6.10.41 г. он был назначен командиром 142-й истребительной авиадивизии ВВС Московского военного округа (423-й и 722-й иап ПВО), которая предназначалась для защиты промышленных районов г. Горький.

В соответствии с приказом НКО СССР от 22.01.42 г. 142-я иад была передана из ВВС Московского военного округа в войска ПВО

10.11.42 г. полковнику Слюсареву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С марта 1943 г. он командовал 5-м смешанным авиакорпусом. Позднее был заместителем командующего 4-й, а затем 2-й ВА.

С 27.08.44 по 11.05.45 гг. (с перерывом с 12 по 22.10.44 г.) генерал-майор авиации Слюсарев командовал 1-м гвардейским смешанным Владимир-Волынским авиационным корпусом (11-я гиад, 5-я и 6-я гшад).

С июля 1944 г. корпус действовал в составе 2-й ВА на 1-м Украинском фронте.

Приказом НКО СССР № 0044 от 28.09.44 г. корпус был переименован во 2-й гвардейский штурмовой авиакорпус.

Под командованием генерал-майора авиации Слюсарева 2-й гвардейский штурмовой Владимир-Волынский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус принимал участие в Львовской, Сандомирской, Берлинской и Пражской операциях.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: «В боях за Родину личный состав показал образцы мужества, отваги, героизма, высокой боевой выучки, дисциплины и организованности... Все три дивизии и шесть полков корпуса награждены орденами Союза ССР, а 11-я гвардейская истребительная авиационная дивизия удостоена орденов Красного Знамени и Богдана Хмельницкого II степени. Корпус, дивизии и все полки получили собственные почетные наименования. За героизм, отвагу и образцовое выполнение боевых заданий 2657 человек награждены орденами и медалями СССР…

Особенно мне запомнились боевые действия в Берлинской операции, в ходе которой корпус совершил 3929 боевых вылетов. Наши летчики помогли сухопутным войскам форсировать реку Нейсе, прорвать оборону противника, овладеть его узлами сопротивления Форст и Коттбус. Дивизии корпуса содействовали танковым соединениям в развитии успеха и овладении юго-западным районом Берлина.

Важную роль корпус сыграл также в разгроме окруженной коттбусской группировки противника юго-восточнее Берлина. В ходе операции частями корпуса было уничтожено много танков, орудий, автомашин и живой силы врага. Истребители корпуса провели 26 воздушных боев, в которых сбили 28 самолетов противника, в том числе реактивный истребитель Ме-262. На земле уничтожено три немецких самолета.

За отличные боевые действия в Берлинской операции личному составу корпуса трижды объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего. Высоко оценили действия паших летчиков командующие войсками 1-го Украинского фронта, 3-й гвардейской, 13-й и 61-й общевойсковых и 3-й гвардейской танковой армий…

В отличие от предыдущих операций на этот раз части корпуса на подготовку к боевым действиям имели сравнительно мало времени — всего 15 дней. Летчики и штурманы изучали район предстоящих боевых действий, наземную и.воздушную обстановку, характер обороны противника. Были составлены планы взаимодействия корпуса с общевойсковыми и танковыми армиями.

Успешной подготовке в крайне сжатые сроки способствовал большой опыт командования и летного состава корпуса. Это ощущалось в умелом и быстром выполнении всех подготовительных мероприятий.

В ходе боевой подготовки уделялось серьезное внимание сколачиванию экипажей, подразделений и частей, дальнейшему совершенствованию тактических приемов по уничтожению танков, отдельных орудий и колонн противника. Особенно тщательно отрабатывалось взаимодействие авиации с танковыми армиями при стремительном развитии ими наступления, а также управление самолетами в различных условиях обстановки.

Важное значение имел выезд командира корпуса с офицерами штаба в 3-ю гвардейскую танковую армию и командиров авиационных дивизий — в общевойсковые армии. Это позволило нам детально согласовать все вопросы совместных боевых действий и разработать необходимые документы (схемы целей, таблицы радиосигналов, кодированные карты и др.), без которых был бы немыслим успех. Взаимодействие в силу этого было достаточно тесным и целеустремленным.

Заслуживает внимания оперативная игра, которая проводилась под руководством командующего фронтом на фоне конкретной обстановки предстоящей операции. На этой игре, помимо других важных вопросов, тщательно отрабатывалось авиационное обеспечение танковых армий при вводе в прорыв, действиях в глубине обороны противника и в боях за Берлин. Причем боевые действия согласовывались не только по картам, но и на макетах местности по рубежам, времени и целям. Командование и офицеры штаба корпуса принимали также участие в командно-штабных учениях, которые проводились в 3-й гвардейской общевойсковой — и 3-й гвардейской танковой армиях. Ценную роль сыграл выезд руководящего состава штабов танковых, общевойсковых и воздушной армий, а также авиационных корпусов на передний край обороны».

1.03.46 г. генерал-майору авиации Слюсареву было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: «С.В. Слюсарев… выделялся среди других своей широкой эрудицией и разносторонней летной выучкой, всегда и со всеми бывал исключительно остроумен, и, может быть, именно поэтому совместная работа с ним казалась легкой и приятной».

В 1947-49 гг. он командовал 7-м бомбардировочным авиакорпусом Приморского военного округа.

За двадцать лет с 1929 по 1949 годы на самолетах У-1, У-2, «Зибель», Як-6, Ут-1, Ут-2, Р-1, Р-5, Р-6, И-1, И-3, И-4, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-5, Як-6, «Аэрокобра», Ла-5, И-15, И-16, Ил-2, ДБ-1, ДБ-3, СБ, Ил-4, «Бостон», МиГ-1, МиГ-3 По-2, Пе-2, Ту-2, Як-7У, Ил-2У, Нт-2, Си-47, Ил-10У, ЛИ-2, Су-2 генерал-лейтенант авиации Слюсарев совершил 5980 вылетов, проведя в небе 4480 часов.

После разгрома Японии гражданская война в Китае перешла в решительную фазу. К декабрю 1949 г. вооруженная борьба между Народно-освободительной армией Китая, руководимой Коммунистической партией Китая, и войсками Гоминьдана завершилась их поражением и эвакуацией на о. Тайвань. Однако ВВС Гоминьдана, при поддержке США, стали совершать налеты на города и объекты НОАК на континенте. Наиболее интенсивным бомбардировкам подвергались электростанции, железнодорожные узлы и аэродромы. Своих ВВС для борьбы с авиацией противника НОАК не имела.

14.02.50 г. в Москве был подписан договор между СССР и Китайской Народной Республикой, в соответствии с которым Советский Союз брал на себя обязательство «оказывать помощь Китаю» всеми имеющимися у него средствами, включая военные.

В тот же день Постановлением Совета Министров СССР № 582-227сс для организации противовоздушной обороны Шанхая была создана группа советских войск –истребительная авиационная дивизия, зенитно-артиллерийская дивизия и другие части.

Ей противостояла группировка Тайваньских ВВС в составе четырех истребительных, двух бомбардировочных и двух транспортных авиаполков, разведывательной авиационной эскадрильи и отряда особого назначения.

В феврале-октябре 1950 г. генерал-лейтенант авиации Слюсарев был заместителем командующего группой войск ПВО в Шанхае по авиации.

13.03.50 г. произошел первый воздушный бой. Патрульное звено Ла-11 из 351-го истребительного авиаполка перехватило одиночный бомбардировщик Б-25. Подбитый самолет противника упал в горах северо-западнее Нанкина.

25.06.50 г. началась война в Корее.

Всего с 24 февраля по 20 октября 1950 г. ВВС Тайваня совершили 379 боевых вылетов (в т.ч. 19 ночных) на разведку и бомбардировку объектов на территории КНР.

З этот же период советские летчики совершили 238 самолето-вылетов на прикрытие аэродромов и объектов Шанхая и на перехват самолетов противника. В шести воздушных боях они сбили 6 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. Кроме того, китайские зенитчики сбили один В-24. Не боевые потери группы составили 2 самолета (МиГ-15 и Ла-11), а безвозвратные потери личного состава - 3 человека.

В конце октября 1950 г. система ПВО Шанхая была передана НОАК. Советские части были передислоцированы в Северо-Восточный Китай и вошли в состав 64-го истребительного авиакорпуса, предназначенного для противовоздушной обороны КНДР.

Указом ВС СССР от 15.12.50 г. (без публикации в печати) за отличное выполнение служебного долга генерал-лейтенант авиации Слюсарев был награжден орденом Красного Знамени. Правительство КНР наградило его медалью «Дружба».

В 1950 г. он поступил в Военную академию Генштаба, которую окончил в 1952 г.

Участвовал в войне в Корее с 28.08.52 по 27.07.53 гг. Командовал 64-м истребительным авиационным корпусом.

Основная задача корпуса состояла в том, чтобы прикрыть от налетов авиации противника стратегические мосты через реку Ялуцзян, Супхунскую ГЭС на той же реке, систему ирригационных плотин, коммуникации и аэродромы на территории КНДР в радиусе 75 км от китайско-корейской границы.

Корпус насчитывал более 26 тыс. человек и имел в своем составе истребительные авиационные, зенитно-артиллерийские и авиатехнические дивизии, а также зенитно-прожекторные полки.

С июля 1952 г. в Корее воевали 32-я истребительная авиационная Краснознаменная дивизия (224-й, 535-й и 913-й иап), 133-я иад (147-й гвардейский, 415-й, 578-й и 726-й иап) и 216-я истребительная авиационная Гомельская ордена Суворова дивизия (676-й, 781-й и 878-й иап). Основные аэродромы базирования находились на территории КНР в Мукдене, Аньшане и Аньдуне.

Из-за режима секретности советские истребители МиГ-15 имели китайские опознавательные знаки, им также запрещалось действовать над Желтым морем и преследовать самолеты противника южнее линии Пхеньян, Вонсан.

Управление полками и дивизиями было строго централизованным. Это диктовалось необходимостью быстрого сосредоточения максимально возможных сил советских истребителей для отражения массированных налетов авиации противника, имевшего значительное численное превосходство, боевую и оперативную инициативу, достаточно много времени для подготовки и организации воздушных налетов.

КП корпуса располагал значительно большей информацией о противнике, чем КП соединений, и имел на территории КНДР два вспомогательных пункта управления. Они были оборудованы локаторами и радиостанциями, на которых работали опытные офицеры, способные наводить МиГ-15 на визуально наблюдаемого противника. КП корпуса располагался вблизи Аньдуна, а ВПУ - у Ансю и Пхеньяна.

Значительная часть истребителей находилась в состоянии повышенной боеготовности: летчики дежурили в кабинах самолетов с включенными радиостанциями. Приказ на вылет передавался по радио непосредственно командирам дежурных групп, а остальные силы занимали повышенную готовность или взлетали вслед за дежурными подразделениями. Боевые задачи ставились, когда истребители уже находились в воздухе. Они уточнялись или изменялись по мере прояснения общей воздушной остановки.

Осенью 1952 г. корпус имел 25 РЛС раннего обнаружения и 11 станций наведения. Наведение с земли позволяло МиГам осуществлять перехват в радиусе до 120-130 км от Аньдуна.

Горный рельеф местности резко ограничивал возможности РЛС по обнаружению самолетов и слежению за ними. В связи с этим огромную роль в принятии правильных решений играли опыт, а также оперативная и тактическая подготовка командиров. В целях принятия решения использовался анализ данных воздушной обстановки, оценка характера и объектов воздушной разведки, которая велась противником накануне, собственная разведка работы бортовых панорамных прицелов противника, радиопереговоры, другие косвенные данные.

Днем с командного пункта боевыми действиями руководил командир авиакорпуса, а в темное время суток – один из его заместителей.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Лобов: «Как известно, боеспособность воинского контингента определяется не числом боевых единиц, а их составом…

Пополнение же корпуса осуществлялось путем полной замены отвоевавших дивизий. Наше военно-политическое руководство, видимо, считало, что такой порядок «освежения» значительно повысит боевые возможности 64-го иак. Однако это приводило к тому, что вновь прибывшие части и соединения теряли необстрелянный состав. Пополнение имело смутное представление и о тактике действий, и о практике боевых полетов в Корее. К тому же все, что касалось участия советских ВВС в этой войне, было секретным. Опыт 64-го иак не только не изучался и не осваивался в войсках, но и находился под строжайшим запретом.

Кроме того, именно в то время во многих авиачастях приоритет боевой выучки стал ниже, чем у безопасности полетов. Авиационные командиры всех рангов были вынуждены идти на послабления и упрощения в подготовке. Например, учебные полеты выполнялись в плотных боевых порядках и, как правило, с подвесными баками, что ограничивало маневренность. Свободные воздушные бои на максимальных скоростях заменялись так называемыми «типовыми» атаками и фотострельбами по фактически не маневрирующим и не оказывающим никакого противодействия целям. Такую практику необходимо было изменить при подготовке летного состава к командировке. Но, увы, новичками приходилось заниматься нам самим в процессе боевых действий.

По поводу несовершенства системы замены и подготовки направляемого в Корею летного состава мы не раз обращались а высокие инстанции. Но все оставалось по-прежнему. Полагаю, что причиной тому служило откровенное противодействие руководства ВВС и Войск ПВО. Ведь куда проще росчерком пера перемещать дивизии, чем готовить к предстоящим боям каждый полк, каждого летчика...

Советские авиачасти вводились в бои последовательно. Количество истребителей увеличивалось по мере усложнения воздушной обстановки. Однако оно никогда не приближалось к тем фантастическим цифрам, которые приводятся американцами. Общее число действовавших наших самолетов не превышало состава 4-го и 51-го истребительных авиакрыльев 5-й воздушной армии. Если же брать в расчет все истребители, истребители-бомбардировщики и бомбардировщики США, с которыми пришлось воевать, то мы уступали им по численности в восемь - десять раз.

Обстановка, замечу еще раз, оставалась очень сложной. Нам предстояло одним вести боевые действия против многочисленной авиации интервентов, имевших инициативу как нападавшая сторона. Она была представлена всеми родами ВВС, имела большое количество самолетов-постановщиков помех, а также всепогодные истребители F-94 с бортовыми локаторами, использовала широко разветвленную и хорошо оборудованную аэродромную сеть.

Положение оборонявшейся стороны обязывало советских летчиков длительное время дежурить в кабинах истребителей в ожидании вылета. В условиях влажного и жаркого климата это была настоящая пытка. Американцы действовали по заранее разработанным планам и не испытывали таких трудностей. Кроме того, они располагали большим резервом летного состава, которого не имели мы. Летчики-истребители ВВС США в воздушных боях легче переносили перегрузки, применяя специальные костюмы. В то время у нас их не было.

Немалые сложности возникали и в связи с запретом действовать над морем и преследовать самолеты противника южнее линии Пхеньян-Вонсан. Это обстоятельство американцы использовали умело. Воздушные бои велись ими в основном вблизи морского побережья. Попав в невыгодную для себя ситуацию, они быстро уходили а сторону моря и оттуда, выбрав удобный момент и заняв необходимую высоту, снова могли вступать в бой или без помех ретироваться. Наши аэродромы, несмотря на специальное решение ООН, запрещавшее пересекать границу КНР, постоянно находились под воздействием истребителей противника...

Горный рельеф местности резко ограничивал возможности радиолокационных станций по обнаружению самолетов и слежению за ними. Поэтому командованию советской истребительной авиации приходилось принимать решения в сложной обстановке в предельно сжатые сроки. В связи с этим не всегда удавалось вовремя, в оптимальном боевом порядке и на наивыгоднейшей высоте выходить на перехват цели. Кроме того, наша авиация в передовой линии испытывала острый недостаток аэродромов… Скученность значительно снижала оперативность применения советских истребителей… Приходилось вылетать внезапно и поднимать крупные силы истребителей с небольшого количества аэродромов, что сделать быстро было очень сложно, а порой и невозможно».

Давая обзор деятельности истребителей МиГ-15 за годы войны, командир 64-го иак Слюсарев сообщил в штаб ВВС, что наиболее тяжелые, но результативные боевые действия корпуса относятся к 1950-51 гг., когда в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Собственные потери составили: летчиков – 34, самолетов – 71. Общее соотношение потерь 4:1, а временами 7,9:1 в пользу 64-го корпуса.

В 1952 г. эффективность действий корпуса снизилась. Было сбито 394 самолета противника. Собственные потери – 51 летчик и 172 самолета. Общее соотношение сбитых самолетов 2,2:1. За 7 месяцев 1953 г. в воздушных боях было уничтожено 139 американских самолетов, а потеряно 25 летчиков и 76 истребителей МиГ-15бис, что составляло 1,9:1 в пользу 64-го корпуса.

В воздушных боях капитан Михин сбил 9 самолетов противника, капитан Бойцов] - 6, а майор Карелин ночью сбил 6 стратегических бомбардировщиков В-29.

В ходе конфликта все стороны понесли ужасающие потери:

Войска ООН - 71 тыс. убитых, в т.ч. 54 тыс. американцев.

Южная Корея (военнослужащие) - 147 тыс. убитых, 130 тыс. пропавших без вести, 709 тыс. раненых.

Южная Корея (гражданское население) - 245 тыс. убитых, не считая раненых и пропавших без вести.

Северная Корея (военнослужащие и гражданское население) - 1131 тыс. убитых и пропавших без вести.

В 1952 г. командующий войсками ООН генерал Кларк заявил, что в ходе военных операций в Корее, чтобы принудить руководство Севера к миру, предполагается стереть с лица земли 78 северокорейских городов. В результате осуществления этого «миротворческого плана», помимо столицы КНДР Пхеньяна, в котором не уцелело ни одного здания, были полностью разрушены такие крупные города, как Вонсан, Хыннам, Нампхо, Чхонджин, Синыйджу, Канге и многие другие.

Всего по американским данным в 1950-53 гг. ВВС войск ООН совершили 836877 самолетовылетов, израсходовали 448 тыс. тонн авиабомб, 500 тыс. реактивных снарядов и 36 млн. литров напалма, уничтожили 82920 автомобилей, 1331 танк, 18324 артиллерийских орудия, 10489 вагонов, 963 паровоза, 1210 мостов, сбили 792 МиГ-15.

Войска ООН в 1950-53 гг. потеряли 327 самолетов: 104 реактивных истребителя F-86 (в т.ч. 26 пропало без вести), 34 стратегических бомбардировщика В-29, 54 поршневых истребителя F-51, 64 реактивных истребителя-бомбардировщика F-84, 68 реактивных истребителей-бомбардировщиков F-80С, 3 ночных истребителя F-94.

Летчики 64-го иак за тот же период сов ершили 63229 боевых вылетов на перехват (в т.ч. 2779 - ночью) и провели 1790 воздушных боев. Согласно советским официальным данным было сбито 1309 самолетов войск ООН (1097 сбили истребители, 212 – зенитчики).

По уточненным данным Генштаба Вооруженных Сил СССР, советские авиационные соединения в Корее потеряли 120 летчиков и 335 самолетов. Общие потери советских военнослужащих – 299 человек.

За успешное выполнение правительственного задания 3504 военнослужащих 64-го иак были награждены орденами и медалями, а 22 летчика удостоены звания Герой Советского Союза.

С 1955 г. гвардии генерал-лейтенант авиации Слюсарев командовал Уральской армией ПВО.

С 1957 г. - в распоряжении Главкома ПВО и Главкома ВВС, но вскоре был назначен начальником командного факультета Военно-воздушной инженерной академии. Кандидат военных наук.

С 1964 г. - в запасе. Жил в Москве.

Похоронен в г. Монино Московской области.

© БиоЗвёзд.Ру