Главная Войти О сайте

Суини Тодд

Суини Тодд

Вымышленный персонаж
Бёртоновская экранизация мюзикла о Суини Тодде пришлась по вкусу не всем; впрочем, исходный материал режиссер выбрал вполне в своем стиле. История Суини Тодда известна была задолго до фильма и мюзикла – ей зачитывались любители бульварной литературы еще в середине 19-го века.

В оригинальной версии истории Тодд описывается, как цирюльник-убийца. С жертвами своими Суини расправлялся с помощью довольно хитрого механического приспособления; специальный рычаг открывал люк под креслом, в котором сидел клиент Тодда. Люк вел в самый подвал его заведения; при падении жертвы чаще всего ломали шеи или черепа. Немногочисленных выживших Тодд добивал собственноручно, с помощью своей рабочей бритвы. В других версиях порядок действий Тодда был несколько изменен – цирюльник сначала перерезал жертвам горло, а лишь затем спускал тело в подвал через все тот же люк. Аккуратно обчистив карманы убитых, Суини передавал их тела своей пособнице, миссис Ловетт (Mrs. Lovett); та расчленяла тела и запекала мясо в своих пирогах. Во многих вариантах истории подавал пироги клиентам Ловетт мальчишка-сирота Тобиас Рэгг (Tobias Ragg); он к промыслу своей нанимательницы не имел никакого отношения. К счастью для убийц, располагались их заведения совсем рядом; соединял их тайный подземный тоннель.

Впервые похождения цирюльника-убийцы были опубликованы в виде истории 'Нитка жемчуга' ('The String of Pearls'). История была растянута на 18 выпусков, выходивших на еженедельной основе в дешевых изданиях формата 'penny dreadful'. Первый выпуск вышел 21-го ноября 1846-го. Написал историю, вероятнее всего, Джеймс Малькольм Ример (James Malcolm Rymer), хотя некоторые источники приписывают авторство Томасу Пеккетту Престу (Thomas Peckett Prest); возможно, они работали над произведением вместе. В феврале-марте 1847-го, еще до выхода в свет последней части, Джордж Дибден Питт (George Dibden Pitt) превратил 'Нитку жемчуга' в мелодраму, поставленную силами хокстонского 'Britannia Theatre'. Именно в этой версии Суини Тодд впервые произнес свою фирменную реплику 'я его отполирую'.

В 1847-ом началось издание новой версии истории; на сей раз растянулась она на 92 выпуска. В 1850-ом историю переиздали в виде книги 'Нитка жемчуга: Цирюльник с Флит-Стрит. Местный романс' ('The String of Pearls. The Barber of Fleet Street. A Domestic Romance'). В этом варианте было уже 732 страницы. Вскоре книга появилась и в Америке – там, впрочем, публике был представлен явный плагиат с исходного текста, озаглавленный 'Суини Тодд или цирюльник-головорез. История об ужасах моря и тайнах города' ('Sweeney Todd: or the Ruffian Barber. A Tale of Terror of the Seas and the Mysteries of the City'). Автором американской версии был некто Гарри Хейзел (Harry Hazel).

В 1865-ом французский писатель Поль Феваль (Paul H.C. Féval), известный своими триллерами и криминальными повестями и рассказами, сослался в своей книге 'Вампир' ('La Vampire') на 'дело улицы Мармазеток'. Об этой истории позже писал Жак Юнетт (Jacques Yonnet), автор книги 'Rue des maléfices'. Сюжет этой книги разворачивался в средневековом Париже (Paris); впрочем, действующих лиц узнать было нетрудно – были здесь и цирюльник-убийца, и пироги из человеческого мяса. Злодеи в конечном итоге были разоблачены бдительной соседской собакой; сознавшись в своих преступлениях, они были сожжены, да и дома их позже снесли. Доподлинно утверждать, что эта книга была написана по мотивам 'Нитки жемчуга', нельзя – вполне возможно существование некоей изначальной истории, дошедшей и до Парижа, и до Лондона.

Одной из самых известных версий истории Суини Тодда мы обязаны Тиму Бертону (Tim Burton) – он в 2007-ом выпустил киноверсию мюзикла Сондхейма. Здесь роль Тодда исполнил Джонни Депп (Johnny Depp), а роль миссис Ловетт досталась Хелене Бонэм Картер (Helena Bonham Carter). Бертоновский Тодд когда-то именовал себя 'Бенджамин Баркер' и был весьма счастлив в браке; увы, коварство судьи Терпина, возжелавшего жены Тодда, стоило ему 15 лет каторги. Вернувшись в Лондон, Баркер узнал о смерти супруги и о том, что судья удочерил его дитя Джоанну, желая добраться и до неё. Тодд мечтает расправиться с Терпином, однако попутно убивает и других; мясные пироги из тел его жертв позволяют миссис Ловетт изрядно преуспеть в пекарном бизнесе. С помощью Джоанны и влюбленного в неё моряка Тодд все же мстит судье; увы, вожделенная месть счастья ему так и не приносит – в погоне за ней Суини теряет куда как больше, чем выигрывает, а позже – погибает.

Попытки установить реального прототипа Суини Тодда так толком ни к чему и не привели. Оригинальная история, вероятнее всего, была просто городской легендой, построенной на шутке о качестве и содержании продававшихся в городских магазинчиках пирогов. В 'Посмертные записки Пиквикского клуба' ('Pickwick Papers') Чарльза Диккенса (Charles Dickens) один из персонажей, Сэм Уэллер (Sam Weller), ссылался на похожую историю. Позже Диккенс развил тему в своем 'Мартин Чезлвит' ('Martin Chuzzlewit') – который, кстати, был издан за два года до 'Нитки жемчуга'; там упоминалось 'логово фабриканта, изготовителя тех каннибальских лакомств, какими весьма бойко торгует столица, если верить ходячим среди провинциалов басням'.

Первые утверждения о реальности истории звучали еще на страницах расширенного издания 'Нитка жемчуга'; не утихли они и по сей день. Подтвердить заявки о том, что настоящий парикмахер-убийца наводил ужас на Лондон в 1800-ом, не удалось; никаких судебных записей о казнях похожих маньяков не сохранилось.

© БиоЗвёзд.Ру