Главная Войти О сайте

Тео Ван Рейссельберге

Тео Ван Рейссельберге

Бельгийский художник-неоимпрессионист
Он родился 23 ноября 1862 года в Генте (Ghent), во франкоговорящей буржуазной семье, и учился сначала в Гентской академии (Academy of Ghent), а затем в Королевской академии художеств (Académie Royale des Beaux-Arts) в Брюсселе (Brussels), под началом художника-ориенталиста Жана-Франсуа Портеля (Jean-François Portaels). Посвященные северной Африке (Africa) полотна Портеля дали начало моде на ориентализм в Бельгии (Belgium) и оказали сильное влияние на юного Тео ван Рейссельберге. С 1882 по 1888 год он трижды съездил в Марокко (Morocco) и провел там в общей сложности полтора года. Тео едва исполнилось 18 лет, а два его портрета уже приняли участие в выставке в Генте. Вскоре после этого художник написал 'Автопортрет с трубкой' (1880), выдержанный в мрачных тонах в соответствии с бельгийской реалистичной традицией того времени, но вскоре художник увлекся собственным реалистичным стилем, близким к импрессионизму. В 1881 году он впервые участвовал в выставке в Брюсселе.

В следующем году ван Рейссельберге много путешествовал по Испании (Spain) и Марокко в компании своего друга Франца Шарле (Frantz Charlet) и испанского художника Дарио де Регойоса (Darío de Regoyos). Особенно его восхищали работы старых мастеров в музее Прадо (Prado). Из этой поездки он привез женские портреты, уже совершенно иные по стилю. В Танжере (Tanger) для художника открылся новый мир – так близко в Европе (Europe), но все кругом совершенно другое. Тео провел там четыре месяца, зарисовывая живописные сцены на улицах, в крепости и на базаре. Вернувшись в Бельгию, он показал около тридцати новых работ на 'Cercle Artistique et Littéraire' в Генте, и это был мгновенный успех. В ноябре 1883 он снова отправился в Танжер, остался там на год, и только недостаток денег заставил его вернуться домой в октябре 1884. Результатом этой поездки стало большое, залитое светом полотно 'Арабская фантазия', одна из самых известных работ художника этого периода. В третий раз ван Рейссельберге побывал в Марокко в 1887 году, по приглашению бельгийской экономической делегации, и за три месяца сделал огромное количество карандашных набросков. Вернувшись в Бельгию, он начал зарисовывать свои впечатления, опираясь на фотографии, заметки и наброски. Вероятно, 'Кочевье' (1887) стало его первой работой в жанре неоимпрессионизма, а картины 'Ворота Мансур-эль-Хей в Мекнесе' (1887) и 'Марокко (большой базар)' (1887) считаются предвестниками пуантилизма, однако на этом марокканский период в его жизни завершился, и ван Рейссельберге обратился к портретной живописи, в результате чего мировое искусство обогатилось целой серией замечательных неоимпрессионистских портретов.

Огромное впечатление на него произвели работы Моне (Monet) и Ренуара (Renoir) на выставке 'Les XX' в 1886 году, и Тео начал эксперименты с новой техникой в разных жанрах, в основном, портретах и пейзажах. Когда он побывал на выставке импрессионистов в Париже, это настолько его потрясло, что художник 'импортировал' пуантилизм в Бельгию и полностью отказался от реализма. Поворотным пунктом в его творчестве стал знаменитый портрет Алисы Сете (Alice Sèthe, 1888), выполненный в синих и золотых тонах.

Ван Рейссельберге продолжал путешествовать, побывав в Англии (England), Греции (Greece), Венгрии (Hungary), Румынии (Romania), России (Russia) и подолгу жил во Франции (France). После 1903 года его техника пуантилизма стала спокойнее и тише, а после 1910 года художник отказался от нее полностью. Мазки стали крупнее, он использовал более интенсивные цвета и игру контраста и стал настоящим мастером света и тепла. Теперь ван Рейссельберге практически все время проводил на Лазурном берегу (Côte d'Azur) и потерял почти все связи с бельгийскими художественными кругами. К концу жизни он обратился к портретной скульптуре.

Он умер во Франции 14 декабря 1926 года и был похоронен на кладбище Lavandou рядом со своим другом и художником Анри-Эдмоном Кроссом (Henri-Edmond Cross). Большая часть работ ван Рейссельберге, одного из величайших неоимпрессионистов, хранится в частных коллекциях.

© БиоЗвёзд.Ру