Томмазо Компанелла

Томмазо Компанелла

Итальянский философ и писатель
Дата рождения: 05.09.1568
Страна: Италия

Томмазо Компанелла: Биография

Томмазо Компанелла был итальянским философом и писателем, а также одним из первых представителей утопического социализма. Он родился в Калабрии и в ранней молодости вступил в доминиканский орден. Однако скоро он обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, что привлекло ненависть богословов и вынудило его покинуть родину.

В 1598 году, вернувшись в Неаполь, Компанелла был схвачен вместе с несколькими монахами и предан суду по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. Он был подвергнут неоднократной пытке и в результате был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению. Он провел в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству папы Урбана VIII не был освобожден в 1626 году.

После освобождения Компанелла переехал во Францию, где получал пенсию от кардинала Ришелье. Здесь он написал свое последнее сочинение - стихотворение на латыни в честь рождения будущего Людовика XIV. Большая часть его сочинений была написана им в тюрьме и позже издана его учеником, Адамом.

В своих работах Компанелла излагает свои политические и экономические взгляды. Его наиболее известные произведения - "Civitas solis", "Questiones sull' optima republica" и "Philosophia realis". Они отличаются смесью фантастических элементов с реальными представлениями о жизни.

"Civitas solis" описывает идеальное государство - город Солнца. Население этого города ведет "философскую жизнь в коммунизме", где все общее, включая и женщин. В городе Солнца уничтожается собственность и многие пороки, исчезает самолюбие, и развивается любовь к общине. Управление городом осуществляется народным первосвященником, избираемым из числа мудрейших и ученейших граждан. В стране также существует триумвират Могущества, Мудрости и Любви, который руководит политической и общественной жизнью.

Компанелла также высказывает свое мнение о гармоничных браках и строгом выборе брачующихся для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, которые определяют, кто должен временно соединиться браком для производства детей.

В "Philosophia realis" Компанелла рассматривает вопросы ощущений, познания и существования. Он утверждает, что непосредственное внутреннее чувство является основой для достоверного познания о действительном бытии. Компанелла также разработывает идею о существовании единого Божества и его связи со всем существующим.

Компанелла был несколько недооценен в своем времени, так как его идеи противоречили мнениям и представлениям различных философов и религиозных деятелей. Он был однако важным критиком положительной науки своего времени и активно поддерживал Галилея. В своих работах он совмещал эмпирическое, рационалистическое и мистическое направления философии Нового времени.

© BIOGRAPHS