БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Уильям Олаф Стэплдон

Уильям Олаф Стэплдон

Британский философ и писатель-фантаст.

Имя: Уильям
Фамилия: Олаф


Родился в семье Уильяма Клибберта Стэплдона и Эммелайн Миллер в небольшой деревушке Мерсисайд. С 1887 по 1893 годы жил в Египте, в Порт-Саиде, где его отец работал экспедитором. Учился в школе «Эбботсхольм» (1898—1905) и колледже «Баллиол» в Оксфорде (1905—1909), по окончании которого получил степень бакалавра новейшей истории (а в 1913 году — степень магистра новейшей истории). В 1910—1911 — заместитель директора манчестерской начальной школы, затем работал экспедитором сначала в Ливерпуле, затем в Порт-Саиде. В 1914 вышел сборник стихов Стэплдона под названием «Современные псалмы» (англ. Latter-Day Psalms).

Во время Первой мировой войны, будучи пацифистом, отказался участвовать в боевых действиях и с июля 1915 по январь 1919 служил в Квакерском санитарном подразделении во Франции и Бельгии. После войны женился на Агнес Зене Миллер (1894—1984), своей двоюродной сестре из Австралии. В их браке родилось двое детей — Мэри Сидни Стэплдон (родилась в 1920) и Джон Дэвид Стэплдон (родился в 1923). Во время войны и в первые послевоенные годы продолжал заниматься поэзией. С 1920 с семьё жил в Вест-Кирби (в 1940 было завершено строительство дома Саймонс-Филд в деревне Кэлди, куда переехала семья Стэпдона). С 1919 по 1929 проподавал философию и психологию в вечерней школе. В 1925 году получил степень доктора философии в Ливерпульском университете. В эти годы Стэплдон начинает публиковаться в философских журналах, а в 1929 году выходит его работа «Современная теория этики».

Творчество

Свой первый фантастический роман — историю будущего под названием «Последние и первые люди» — Олаф Стэплдон выпустил в 1930 году. Книга вызвала восторженные отзывы Герберта Уэллса и Джона Пристли. С этого момента Стэплдон прекратил преподавательскую деятельность и полностью посвятил себя литературе. В 1932 выходит его книга «Последние люди в Лондоне» (англ. Last men in London), в 1935 — роман «Странный Джон» (англ. Odd John), посвящённый проблеме взаимодействия сверхлюдей-мутантов с обычными людьми, в 1937 — «Создатель звёзд», самое глубокое, сложное и масштабное произведение Стэплдона, в основу которого лёг недописанный роман «Создатель туманностей» (англ. Nebula Maker), в 1944 году — «Сириус» (англ. Sirius), в котором описана судьба собаки, ставшей разумной в результате научного эксперимента.

В «Последних и первых людях» и «Создателе звёзд» Стэплдон утверждает, что итогом развития не только человеческой, но и других разумных рас является развитие телепатических способностей и слияние разумов отдельных индивидуумов в расовый, а в более отдалённой перспективе и мировой разум, мышление и способности которых находятся за пределами понимания современного человека.

Одновременно с литературным творчеством Стэплдон продолжал публиковать свои философские и общественно-политические труды, участвовал в деятельности левых политических движений; после Второй мировой войны с курсом лекций посетил Нидерланды, Швецию и Францию, в сентябре 1948 года принял участие в Конгрессе сторонников мира во Вроцлаве, в марте 1949 года — в Нью-Йоркской конференции работников науки и культуры за мир во всем мире (единственный британец, поулчивший визу для участия в ней). В 1950 был вовлечён в движение против апартеида. Скончался 6 сентября 1950 года в своём доме в Кэлди от сердечного приступа, кремирован в Лэндиканском крематории.

Влияние

Идеи Олафа Стэплдона оказали большое влияние на дальнейшее развитие фантастической литературы, прежде всего на творчество Брайана Олдиса , Артура Кларка (который признал влияние Стэплдона на свой роман «Конец детства»), Станислава Лема. Герберт Уэллс позаимствовал ряд идей Стэплдона для сценария к фильму «Облик грядущего». Идеи «Последних и первых людей» и «Сириуса» близки к тем, которые высказал Клиффорд Саймак в своей «истории будущего» — романе Город. Джеймс Блиш назвал в честь Стэплдона лайнер в сериале «Звёздный путь». Но несмотря на всё это известность книг Стэплдона среди массового читателя была и остаётся очень небольшой.

Известно влияние Стэплдона не только на фантастику, но и на науку (философию, футурологию). В «Последних и первых людях» предсказаны генная инженерия и терраформинг. В «Создателе звёзд» содержится первое известное описание сфер Дайсона.

Переведены на русский язык и изданы в России были только две наиболее известные книги Стэплдона — «Последние и первые люди» и «Создатель звёзд», причём произошло это уже в постсоветский период.

© БиоЗвёзд.Ру