Главная Войти О сайте

Василий Скворцов

Василий Скворцов

тайный советник, известный миссионер.
Дата рождения: 12.01.1859
Гражданство: Россия

Из семьи священника. Окончил Киевскую ДА, преподавал в Казанской ДС, служил миссионером Киевской и Полтавской епархий. Киевский генерал-губернатор гр. А. П. Игнатьев пригласил Скворцова к себе чиновником особых поручений со специальным назначением ведать делами о сектантах, которых появилось много на юге России. Затем Скворцов был замечен обер-прокурором К. П. Победоносцевым и назначен в 1895 на должность чиновника особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода (впоследствии он неоднократно рассматривался как кандидат на должность тов. обер-прокурора). Скворцов основал ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение», который издавал и редактировал в теч. 20 лет (1896—1916). Широкую известность в правых кругах он получил во время общественного возбуждения, связанного с отпадением от Православной Церкви гр. Л. Н. Толстого, Скворцов издал специальную книгу, обличающую зловерие графа, которая выдержала три издания. В 1906 основал ежедневную церковно-политическую газету «Колокол», издавал и редактировал ее, а с 1910 издавал бесплатное популярное приложение к газете «Голос истины. Еженедельное иллюстрированное церковно-народное апологетическое издание». В 1901 был одним из основателей знаменитых Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. Сторонник имяславия.

Принимал активное участие в право-монархическом движении. Член Русского Собрания (PC), где состояла и его жена Юлия Александровна. Участник 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), выступал с речью «О необходимости борьбы с жидовской печатью», в которой отмечал, что «пресса в огромном большинстве в руках евреев». Был тов. председателя Союза Правой Русской печати, созданного по решению 3-го Съезда (возглавил Союз после кончины первого председателя кн. М. Л. Шаховского). Выступал с докладом на Первом Всероссийском Съезде представителей правой русской печати 29 апр. 1907 (был тов. председателя Съезда), который проходил в рамках 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Наряду с прот. И. И. Восторговым, архим. Макарием (Гневушевым), проф. В. Ф. Залеским, В. М. Пуришкевичем, Б. В. Назаревским и И. Г. Айвазовым входил в состав Оргкомитета по созыву Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), выступал с приветствием от Союза Правой Русской печати, был товарищем председателя двух отделов (по церковным вопросам и вопросам печати), на последнем заседании произнес речь об огромном значении Съезда. Принимал активное участие в деятельности Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА), в 1909 — 1-й пол. 1915 член Главной Палаты, входил в состав Редакционной комиссии «Книги русской скорби», издававшейся РНСМА, был в числе сотрудников журнала «Прямой путь». 8 авг. 1910 вместе с прот. И. И. Восторговым участвовал в работе Совещания представителей сибирских монархических организаций в Иркутске.

Входил в состав Устроительного Совета Монархических Съездов, как депутат от PC. Участник 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16—20 мая 1912), выступал с речью в последний день заседаний Съезда. В окт. 1913 от имени руководства РНСМА подписал приветствие «мужественным обличителям еврейского религиозного фанатизма» на процессе по делу Бейлиса Г. Г. Замысловскому и А. С. Шмакову.

В 1915 вышел в отставку в чине тайного советника. В июне 1915 в ответ на «юдофобскую речь» В. М. Пуришкевича вышел из состава РНСМА и совместно с В. Г. Орловым основал Отечественный Патриотический Союз (ОПС), устав которого разрешал прием в члены союза инородцев, в т.ч. евреев. Одновременно газета «Колокол» стала защищать идею равноправия евреев и поддерживать Прогрессивный блок. Распространились слухи, что Скворцов получил крупную субсидию от банкира Рубинштейна. Архиеп. Никон (Рождественский) писал 31 авг. 1915 С. А. Нилусу о Скворцове: «Ему нужны деньги, много денег, до ста тысяч, а жиды дают... Вот вам «миссионер»! Жиды страшно подняли головы. Наши жидохвосты трусят и храбрятся». В этот период от Скворцова и Орлова отмежевались практически все видные правые деятели, их называли «орудиями» министра внутренних дел А. Д. Протопопова. Тем не менее лидеры ОПС оставались на правых позициях. Так, 20 января 1917 Скворцов принял участие в собрании Союза, которое проходило Москве и на котором обсуждались меры борьбы с развивающимся в стране брожением. ОПС послал телеграмму Протопопову с требованием проявлять на местах твердую власть, т. к. революционная пропаганда принимает широкие размеры. Словом, для борьбы с революцией ОПС предлагал те же меры, что и др. правые.

В годы гражданской войны на юге России возглавлял правую организацию «Союз русских национальных общин» (создан в мае 1919). Вот как характеризовал основные направления деятельности Союза деникинский Отдел пропаганды: «Национальное воспитание русского народа внедрением в него понятий о национальности, любви к вере православной и к монархии (о последнем в официальной программе умалчивается). Работа ведется в крестьянской и рабочей среде... Деятельность Союза создание чайных, библиотек, кооперативов, имеющих целью вести пропаганду не только посредством распространения литературы и устно, но и оказанием реальной помощи населению». В Совет Союза кроме Скворцова входили видный правовед Н. Н. Алексеев, прот. Н. П. Розанов, Н. Н. Львов (перешедший из «Южнорусского национального центра») и др. Устав Союза, зарегистрированный в окт. 1919, провозглашал следующие цели:

«Сплочение, усиление и возрождение русской нации как носительницы великих культурных ценностей, обслуживающих интересы всего человечества. Воссоздание и процветание Великой, Единой и Неделимой России... Государство Российское восстанавливается в границах его существования до 1914 г., за исключением Польши. Русской нации в возрожденной России надлежит занимать главенствующее положение народа-хозяина, принадлежащее ей по историческому праву. Государственно-правовые нормы России должны соответствовать национальным особенностям первенствующего русского народа. Церковь Христова (православная и старообрядческая)... должна духовно и морально объединять русский народ, нравственно влияя на все стороны государственной жизни. Народности, территориально входящие в состав Государства Российского, пользуются правом на национально-культурное и религиозное самоопределение». Стараясь угодить взглядам лидеров белого движения Союз стоял на позициях «непредрешенчества», однако заявлял, что будущая форма правления должна «соответствовать национальному правосознанию русского народа». Он ратовал за достижение в будущей России «разумной децентрализации власти на началах областной автономии и широкого местного самоуправления», осуществление всеобщего начального обучения «на русских национальных началах и развитие христианского религиозного чувства и морали», проведение «ряда неотложных социально-экономических реформ» в направлении «развития мелкой земельной собственности, <...> защиты труда рабочих от эксплуатации», а главное «развитие русской национальной промышленности и торговли, освобождение русского капитала от иностранного и инородческого порабощения, широкое развитие русской национальной кооперации, реформа местного самоуправления на принципе национальной пропорциональности, а на окраинах государства — обеспечение прав русского меньшинства». Членами «Союза» могли быть «совершеннолетние русские люди, без различия пола, не опороченные по суду», а русскими признавались «великороссы, малороссы, белороссы, казаки, карпатороссы».

Союз русских национальных общин был одним из главных организаторов правого съезда в июне 1919 в Кисловодске, на котором было заявлено об образовании правого б лока. Кроме Союза там были представлены Национал-либеральная партия, общество «За Россию» и «Общество Прикарпатской Руси». Было намечено издание теоретического органа правого блока «Наш путь» (впоследствии «Русский путь»), но его выпуск так и не был налажен. На съезде Союза 14—20 июля 1919 ген. А. Г.Шкуро был избран почетным членом Союза. Осенью 1919 руководство Союза представило обширный доклад А. И. Деникину с изложением своей политической стратегии и просьбой о всесторонней поддержке. В докладе главнокомандующему фактически предлагалось отбросить бесперспективные кадетские лозунги и сделать идеологию Союза основой пропаганды и агитации в армии. Однако находящийся в идейной зависимости от кадетов Деникин, по его собственному признанию, доклад отверг.

В эмиграции в Югославии, председатель русской колонии в Пангеве. Член Карловацкого Всезаграничного церковного собора (1921). Преподавал в Сараевской семинарии. Умер в Сараево.

© БиоЗвёзд.Ру