Главная Войти О сайте

Висенте Алейксандре-и-Мерло

Висенте Алейксандре-и-Мерло

Испанский поэт, Нобелевская премия по литературе, 1977 г.
Дата рождения: 26.04.1898
Гражданство: Испания
После того как семья в 1909 г. переехала в Мадрид, А. поступил в «Колехио Терезиано», светское учебное заведение, которое он окончил в 1913 г. со степенью bachillerato, соответствующей диплому об окончании высшего учебного заведения. Будучи студентом, А. по совету своего деда по материнской линии целыми днями просиживал в библиотеке, где познакомился с творчеством Конан Дойля и Достоевского, с «Илиадой» Гомера и пьесами Фридриха Шиллера.

В Мадридском университете, куда А. поступил в 1914 г., он изучал право и посещал семинары по испанской литературе. Во время летних каникул в провинции Авила (1917) А. встретился с Дамасо Алонсо (впоследствии президентом Королевской академии наук Испании), который познакомил его с творчеством никарагуанского поэта-модерниста Рубена Дарио, чем и пробудил в нем интерес к поэзии.

После окончания университета и получения дипломов юриста и экономиста А. становится ассистент-профессором в Мадридской школе торгового предпринимательства. Спустя два года он устраивается на работу в управлении Андалусской железной дороги и пишет статьи по проблемам экономики железнодорожного дела. Все это время А. сочиняет стихи, однако на протяжении нескольких лет никому их не показывает.

В 1922 г. поэт заболевает инфекционным артритом, одним из многочисленных заболеваний, сделавших его полуинвалидом на всю оставшуюся жизнь. После тою как у него обнаружили туберкулез почек, он в 1925 г. оставил службу в железнодорожной компании и поселился в доме своего отца неподалеку от Мадрида, где на протяжении двух последующих лет целиком посвятил себя литературной деятельности. За это время им были написаны стихи, опубликованные в 1928 г. в сборнике «Округа» («Ambito»). В них нашли свое отражение его интимные переживания, а также страх смерти, охвативший его во время болезни. Написанные в традиционной балладной форме, стихи отличаются повышенной чувственностью.

Узнав, что А. пишет, друзья посоветовали ему показать свои литературные опыты в журнале «Ревиста де Оксиденте» («Revista de Occidente»), где и были впервые напечатаны его стихи (1926). В мае 1927 г. А. с семьей переезжает в северное предместье Мадрида на небольшую виллу, где и проводит всю свою жизнь.

В том же 1927 г. отмечалась трехсотлетняя годовщина со дня смерти великого испанского поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе. Группа молодых писателей-сюрреалистов, в число которых вошли А., Хорхе Гильен, Дамасо Алонсо, Рафаэль Альберти, Луис Сернуда, Федерико Гарсиа Лорка и другие, объявили себя последователями Гонгоры и стали называться «поколение 1927 г.».

К этому времени и относится появление «Округи». А. начинает читать работы Зигмунда Фрейда, которые использует для истолкования испытанных им во время болезни патологических видений. Влияние сюрреализма и фрейдизма прослеживается в «Страсти земли» («Pasion de la tierra»), где балладная форма уступает место ритмической прозе и белому стиху, состоящим на первый взгляд из бессвязных образов. Создание «Страсти земли» относится к 1928...1929 гг., однако это произведение было опубликовано лишь в 1935 г. Тем временем А. написал «Шпаги точно губы» («Espadas como labios.» 1932), а также сборник эротических стихов «Разрушение или любовь» («La destruccion о elamor», 1933). За последнюю книгу, которую многие считают его лучшим произведением, он получил в 1933 г. Национальную премию по литературе.

Когда в 1936 г. в Испании разразилась гражданская война, для многих из «поколения 1927 г.» наступили тяжелые времена. Большинство членов группы покинули страну; Гарсиа Лорка был казнен франкистами. Из-за болезни А. вынужден был остаться в Испании, хотя его дом, находившийся вблизи района боевых действий под Мадридом, в конце войны был уничтожен. Правда, после смерти отца в 1940 г. А. с сестрой удалось дом восстановить. Хотя в это время творчество поэта было запрещено, А. продолжал свою литературную деятельность. «В первые послевоенные годы моя литературная судьба была не из легких», – вспоминал он впоследствии.

«Мир единый» («Mundo a solas»), написанный накануне гражданской войны, но опубликованный лишь в 1950 г., послужил своего рода прелюдией для «Тени рая» («Sombra del paraiso», 1944) – поэтической утопии о царстве счастья и красоты, созерцаемом человеком, который стоит на пороге смерти. «История сердца» («Historia del corazon», 1954) знаменует собой переход от пессимизма, характерного для раннего творчества поэта, к утверждению гуманизма и духовности. Как выразился переводчик поэта Льюис Хайд, А. «является одним из немногих поэтов-пессимистов, которые смогли перебороть себя и обрести нечто большее, чем мрак». Последующие сборники стихов А. включают в себя «Во власти суеты» («En un vasto dominio», 1962), «Стихи о конце» («Poemas de la consumacion», 1968) и «Диалоги о познании» («Dialogos del conocimiento», 1974). В 1958 г. поэт выпускает «Встречи» («Los Encuentros»), книгу мемуаров, где с большой любовью пишет о своих собратьях по перу.

В 1977 г. А. получает Нобелевскую премию по литературе «за выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами». «Он никогда не подчинялся режиму Франко, – сказал при вручении премии Карл Рагнар Гиров, представитель Шведской академии, – он шел своим собственным путем; его творчество изящно и хрупко, но несокрушимо, оно – неиссякаемый источник духовной жизни Испании». Из-за болезни А. не смог лично присутствовать на церемонии вручения премии и был представлен своим другом Хусто Хорхе Падроном, молодым испанским поэтом и переводчиком произведений А. на шведский язык. Вскоре после вручения Нобелевской премии король Испании Хуан Карлос нанес А. визит и наградил его Большим крестом ордена Карла III.

Прожив всю жизнь холостяком, А. умер в Мадриде 14 декабря 1984 г. в возрасте 86 лет.

Несмотря на то что далеко не все произведения А. переводились на английский язык, его творчество получило положительный отклик и за пределами Испании. «Это был поэт огромной интеллектуальной силы, духовной глубины и мужества, – писал Льюис Хайд, – он опускался в самые потаенные глубины души, откуда черпал, на радость всем нам. живую жизнь».

© БиоЗвёзд.Ру