Главная Войти О сайте

Владимир Грингмут

Владимир Грингмут

педагог, публицист.
Родился в Москве. Предки по отцу принадлежали к старинному славянскому роду из Прусской Силезии. Дед был бургомистром г. Лигнице. Отец Вилибальд-Генрих, окончив курс унта со степенью доктора философии, занимал кафедру классической филологии в Бреславльском ун-те. Его пригласил в Москву в качестве воспитателя своих детей попечитель Московского учебного округа гр. С. Г. Строганов. После отъезда графа в С.-Петербург в 1847 отец Грингмута остался в Москве и преподавал языки в одном из пансионатов. Мать Берта Петровна фон-Соколовская была дочерью директора Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Младший брат Грингмута Дмитрий (1852 г.р.) впоследствии также принимал участие в монархическом движении. Получил домашнее образование. С детства родители обучали детей русскому, немецкому и французскому языкам, помимо этого Грингмут освоил латынь, древнегреческий и английский. В 1866 поступил вольным слушателем в Московский ун-т по классическому отделению (не окончив гимназии, он не мог стать студентом). Здесь он познакомился с проф. римской литературы П. М. Леонтьевым, который оказал на него большое влияние.

Осенью 1870 после смерти отца был принят младшим тутором в Лицей Цесаревича Николая. В 1874 выдержал экзамен в испытательном комитете Московского учебного округа и получил диплом на звание учителя по классическим языкам. 2 июля 1875 Грингмут обвенчался с дворянкой Рязанской губ. Любовью Дмитриевной Змиевой. Вскоре после бракосочетания принял русское подданство (впоследствии получил потомственное дворянство). В 1878 принял православие, причем, по свидетельству его духовника прот. И. И. Соловьева, переход из протестантизма в православие сопровождался чудесными знамениями. Принятие святой православной веры перевернуло всю жизнь Грингмута. Его ближайший помощник на поприще монархической деятельности прот. И. И. Восторгов в своем «Слове в годовщину смерти В. А. Грингмута» говорил: «Он уверовал в Православную Церковь, и вместе с тем он уверовал и в Россию, в русский народ, в его мировое призвание, в его вселенское значение, ибо призвание, значение и смысл бытия русского народа, его особливой русской и своеобразной государственности, его положение среди других народов мира — все это определяется именно его православием. Он полюбил Россию и русский народ, его историю, его быт, его душу, его государственный строй, его будущее — и России в порыве целожизненного самоотвержения и самоотречения он отдал весь труд своей жизни».

1 янв.1894 Грингмут стал директором Лицея Цесаревича Николая. Ввел обычай — в начале учебного года и перед экзаменами приносить чудотворные иконы Спасителя, Божией Матери и Вмч. Пантелеймона. Были установлены дни, в которые все ученики должны были собираться в храме лицея для общей молитвы. По просьбе Грингмута 22 февр. 1895 в Лицей прибыл прот. Иоанн Кронштадтский, который с того дня и до 1905 ежегодно служил в лицейском храме. Неудивительно, что Лицей стал «кузницей монархических кадров»: многие его выпускники стали лидерами правых союзов и организаций.

На публицистическом поприще Грингмут начал подвизаться с 1871, когда в изданиях М. Н. Каткова «Московские ведомости» и «Русский вестник» были опубликованы выборки из немецких журналов о состоянии образования в Германии. В 70-е — 80-е он сотрудничал и в др. консервативно-националистических органах печати: «Гражданин», «Современные известия» и др. В 1885 и 1887 под псевдонимом Р[усский] К[он-серватор] он напечатал в «Гражданине» две сочувственные статьи о К. Н. Леонтьеве, которого тогда не замечали. После смерти Каткова в 1887 газета «Московские ведомости» была передана его заместителю С. А. Петровскому. Грингмут стал членом редакции и фактически первым помощником нового главного редактора. Он стал чаще печататься, появляются его передовицы, посвященные проблемам образования и внутренней политики, заметки о школе и вопросах искусства. В 1890 в Москве начал издаваться журнал «Русское обозрение». Среди его сотрудников с самого начала оказался Грингмут, которому были поручены отделы «Текущие вопросы международной политики» и «Летопись современной беллетристики», а в 1894—1896 он вел один из главных отделов издания «Современные вопросы». В 1896 С. А. Петровский оставил пост редактора «Московских ведомостей», и Особое совещание приняло решение передать газету Грингмуту. Император Николай II на представлении Особого совещания от 17 апр. 1896 начертал: «Очень рад этому выбору».

В «Московских ведомостях» Грингмут почти ежедневно готовил передовые статьи, вел, продолжая традицию «Русского обозрения», еженедельную рубрику «Вопросы русской жизни», публиковал статьи по вопросам театра и искусства, писал для рубрики «Памяти почивших». Кроме того, он не прекратил сотрудничать с «Русским вестником», «Календарем Лицея Цесаревича Николая» и др. изданиями. Помимо публицистики он пробовал себя и как беллетрист — написал комедию и несколько рассказов. Был причастен и к научному сообществу: состоял членом-корреспондентом Московского археологического общества, участвуя в трудах восточной комиссии общества, был известен как специалист по Древнему Египту. Состоял почетным или действительным членом почти всех славянских обществ, членом Общества любителей духовного просвещения, членом Московского общества любителей художеств. По случаю столетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина от имени нескольких московских изданий он составил и прочитал в заседании Общества любителей российской словесности памятный доклад-адрес.

Грингмут стал активным деятелем право-монархического движения с самого его возникновения, став членом Русского Собрания (PC). Он вел активную переписку с одним из организаторов PC В. Л. Величко, принимал участие в разработке программы. Весной 1905 приступил к созданию РМП, которая стала одной из самых влиятельных монархических организаций. По его инициативе в нояб. 1905 разрозненные до той поры московские патриотические организации объединились во Всенародный Русский Союз. Авторитет Гринг-мута среди монархистов уже к к. 1905 был весьма высок. Не случайно именно ему было предоставлено право обратиться с речью к Государю 1 дек. 1905 во время Высочайшего приема в Царском Селе семи депутаций от правых организаций. Московская смута октября-декабря 1905 стали для Грингмута тяжелым испытанием. Эти события вызвали, по его собственной оценке, «душевное оцепенение» и «горькое раздумье». Во время смуты он жил под постоянной угрозой разгрома редакции и покушения на свою жизнь. Учтя тяжелый опыт осени 1905, в 1906 и 1907 Грингмут занимался активной организаторской деятельностью, создавая новые местные отделы РМП.

С этой целью он совершал частые поездки по губернским и уездным городам, посетил Н. Новгород, Калугу, Коломну, Иваново-Вознесенск, Смоленск, Зарайск и др. города, трижды был в Твери и Рязани. В целях сплочения единомышленников по инициативе Грингмута в 1906 установлены памятные дни монархистов и разработана символика монархического движения. 26 февр. РМП избрала своим постоянным девизом слова Государя, сказанные Иваново-Вознесенской депутации: «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Вскоре был изготовлен нагрудный знак монархиста, на котором был выгравирован этот девиз. В ознаменование указа Императора от 8 июля о роспуске революционной Думы в этот день — праздник иконы Казанской Божией Матери — РМП решила подносить к образу Богородицы в московском Казанском соборе лампаду с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память дня 8 июля 1906».

В февр. 1907 удалось достичь соглашения об объединении двух крупнейших московских организаций РМП и Московского отдела Союза Русского Народа (СРН). Окончательное слияние в единый Монархический Союз Русского Народа планировалось к 1 янв. 1908. Грингмут был активным участником первых четырех Всероссийских Съездов Русских Людей. На 2-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве 6—12 апр. 1906 выступал с важным докладом о ходе выборов в Москве. На 3-м Всероссийском съезде Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) наряду с А. И. Дубровиным и кн. М. Л. Шаховским был сопредседателем съезда, председательствовал в комиссии по выработке резолюции об объединении монархических организаций. По итогам 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа) его избрали в состав как Комиссии по внесению изменений в Устав Объединенного Русского Народа, так и Правления Всероссийского Национального Фонда для материального обеспечения защиты интересов Русского Народа. В 1907 Грингмуту удалось установить контакт с представителями антисоциалистических движений Франции и Швейцарии. В авг. он подготовил доклад «О международной борьбе против революции и социализма» и начал деятельно готовиться к проведению международных противосоциалистических конгрессов, которые планировалось созвать сначала в Париже, а затем в Берлине и Москве.

Помимо задач организационных опыт первых месяцев борьбы со смутой со всей остротой поставил и ряд теоретических проблем, требовавших дальнейшей разработки. Для этого в авг. 1906 в Москве был создан политический клуб монархистов — Русское Монархическое Собрание (РуМоСо). Грингмут был одним из инициаторов создания РуМоСо, принимал участие во всех заседаниях и нередко выступал с докладами. Вершиной его публицистики считалась написанная осенью 1906 статья «Руководство черносотенца-монархиста». В систематизированной и доступной для простого человека форме лидер монархистов давал ответы на все важнейшие социально-политические вопросы современности. В статье определялись цели монархического движения. Монархисты стремятся, писал Грингмут, «к тому, чтобы воссоздалась могущественная, единая, неделимая Россия и восстановилась грозная сухопутная и морская ее сила; к тому, чтобы Россия управлялась Неограниченным Самодержавным Государем и чтобы Государя от народа не отделяли ни чиновники, ни думцы; чтобы внутренний порядок и всестороннее, свободное развитие государственных и народных сил строго ограждались твердыми законами, на полное благополучие России и в согласии с ее вековечными историческими основами». Неслучайно эту статью называли «политическим катехизисом черносотенства».

Вместе с тем Грингмут стремился воспрепятствовать тенденции превращения монархических организаций в типичные политические партии, занимающиеся, гл. обр., выборами в Государственную Думу. Он считал, что у монархического движения есть более высокие и вечные цели — национальное и религиозно-нравственное возрождение Русского народа. Однако на пути к возрождению России Грингмут указывал на 2 серьезных препятствия, к преодолению которых он звал монархистов. Первое препятствие — повальное и развращающее пьянство. Патриотические организации, по мысли Грингмута, должны были немедленно приступить к борьбе с этим злом. В ответ на его призыв Московский губернский съезд монархистов поручил ему разработать устав Братства трезвенников при СРН. Второе препятствие — развращающее воздействие системы образования. Активное участие в революционных беспорядках студентов, а иногда даже и гимназистов, не могло не тревожить. Поэтому Грингмут предпринимал попытки создания образцовой русской национальной школы. Он выдвинул идею покрыть Россию сетью Кирилле-Мефодиевских школ (низших, средних и высших), которые в научном отношении не уступали бы европейским, но были бы образцами религиозно-нравственного, русского национального воспитания. По его инициативе в дек. 1906 были созданы особые школьные комиссии при отделах СРН, а с 1 сент. 1907 планировалось открыть в Москве 1-й класс Кирилло-Мефодиевской гимназии. После смерти Грингмута эта идея не получила широкого распространения. Но все-таки PC в Петербурге и Одесский Союз Русских Людей открыли собственные гимназии, а в Москве были созданы 2 двухклассные церковно-приходские школы, одна из которых, открытая РуМоСо, носила имя Грингмута. Его имя было присвоено и Церковно-учительским курсам, открытым 8 сент. 1911 в московском Высоко-Петровском монастыре.

20 сент. 1907, несмотря на запрет врача, больной Грингмут поехал в Рязань на встречу с единомышленниками. Вернувшись, он слег с воспалением легких и 28 сент. скончался. Отпевали его митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) соборно с 3 епископами, 4 архимандритами, протопресвитером Успенского собора Кремля, 33 протоиереями и священниками. Грингмута похоронили на кладбище московского Скорбященского монастыря. 25 апр. 1910 на его могиле был освящен крест-памятник, исполненный по рисунку знаменитого русского художника В. М. Васнецова. На памятнике были высечены предсмертные слова Грингмута, его завещание Русскому Народу: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь». После революции крест и могила были уничтожены.

В 1909 русские переселенцы на Д. Востоке назвали свое поселение в память лидера русских монархистов Грингмутовкой (ныне пос. Терней Приморского края), в селе была освящена церковь в память небесного покровителя Грингмута равноап. кн. Владимира. По призыву прот. И. И. Восторгова, посетившего Владивосток и узнавшего об этом знаменательном событии, московские монархисты организовали сбор средств на строительство храма. После революции название села исчезло с географической карты, церковь была разрушена.

Судьба родных (у него было четыре дочери) и близких Грингмута неизвестна. Известно лишь, что его племянник Евгений Дмитриевич Гринев-Грингмут (1883 г.р.) был расстрелян в Казани 19 дек. 1937.

© БиоЗвёзд.Ру