Главная Войти О сайте

Владимир Истрашкин

Владимир Истрашкин

Летчик истребитель
Дата рождения: 13.02.1916
Гражданство: Россия

Он родился 13 Февраля 1916 года в посёлке Иващенково, ныне город Чапаевск Самарской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, учился на рабфаке. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Августа 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал звеном 131-го ИАП, летал на И-16 и ЛаГГ-3. В Июне 1943 года переведён в 979-й ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.

К Августу 1944 года помошник командиpa 979-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 525 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 18 сбитых самолётов.

В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1956 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военнно - Воздушной академии. С 1949 года служил в Войсках ПВО. С 1957 года Полковник В. И. Истрашкин - в запасе, жил в Москве. Работал преподавателем учебного подразделения Московского транспортного управленмя Гражданской авиации. Haгpаждён орденами Ленина, Краевого Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 12 Января 1987 года.

* * *

Родился Владимир в городе Чапаевске в семье потомственного рабочего. После окончания семилетки работал на заводе. Там его приняли в комсомол. Юноша работал и одновременно учился на рабфаке. В 1936 году по призыву комсомола "Дадим стране 150 тысяч лётчиков !" он поступил в лётное училище. Закончив учёбу, служил на Дальнем Востоке, где незадолго до этого японские самураи устроили провокационный конфликт в районе озера Хасан.

Истрашкин, как и другие летчики полка, тщательно отрабатывал способы боевых действий истребителей, изучал опыт воздушных боев в Испании, Китае, на Халхин - Голе.

В конце Июля 1941 года 131-й ИАП полк прибыл на Южный фронт. Обстановка в то время там была очень сложной. Противник сосредоточил на этом направлении большие силы и располагал хорошо организованной ПВО. Случалось, лётчики делали по 5 - 6 боевых вылетов в день. Владимир сразу же принял активное участие в воздушных боях с врагом, проявив отвагу и высокое лётное мастерство.

Истрашкину была свойственна высокая, можно сказать, беспощадная требовательность к себе. Его товарищам приходилось быть свидетелями того, как он тщательно готовился к каждому вылету, подробно разбирал с подчинёнными возможные варианты встречи с противником.

- Нужно умело использовать маневренные возможности И-16, - говорил он лётчикам. - Смело и настойчиво атакуйте противника, навязывайте ему свою волю.

Владимира уважали за высокое лётное мастерство, личный героизм, стремление выручить товарища в бою. Вот характерный эпизод. 27 Ноября 1941 года в составе группы из 12 И-16 и 1 И-153 он в 3-й раз вылетел на штурмовку войск противника в районе города Ростова. На малой высоте в паре с Вадимом Фадеевым выполнил 7 атак по механизированным колоннам. Враг стрелял по нашим самолётам из всех видов оружия.

- Во время 8-й атаки, - вспоминает Истрашкин, - осколком снаряда пробило маслобак на самолёте Фадеева. Истребитель начал резко терять высоту. Я дал Вадиму направление посадки и, маневрируя и уничтожая огневые точки, сопровождал его до приземления на нейтральной полосе. Быстро покинув кабину, Фадеев под ураганным огнём противника перебрался в расположение наших войск.

Остаётся добавить, что Истрашкин не покинул товарища, пока не убедился, что он находится в полной безопасности.

В Марте 1942 года Капитана В. И. Истрашкина назначили командиром эскадрильи. И в первый же день он получил задачу обнаружить местонахождение и численность вражеских танков.

- По данным наземной разведки, - рассказывает Владимир Иванович, - танков в этом районе было много, но немцы их тщательно замаскировали. Противник готовился к наступлению и всячески стремился, чтобы танковые подразделения не были обнаружены с воздуха. Задача для нас оказалась непростой. На другой день я полетел вместе с Георгием Плотниковым в заданный район. На хуторе Орехово, где всего и домов - то было чуть больше десятка, на единственной улице мы обнаружили танк. Подумал; если один танк здесь, то где - то поблизости должны быть и другие. Но где ? Снизились к дороге в надежде, что следы приведут к цели. И не ошиблись. Танки стояли в поле. Для них были вырыты капониры, а сверху немцы уложили дощатые настилы, на которые набросали комья мёрзлой земли и снега. Отметив на планшете скопление боевой техники противника, мы направились обратно. Всё бы хорошо, да над самой линией фронта нас обстреляли. Пуля раздробила мне пяточную кость на левой ноге. Правда, это я уже после узнал от врачей, а тогда обожгла боль. Чувствую - дело плохо: кровь течёт и нога немеет. А до аэродрома ещё далеко. Увидел ровный луг и посадил самолёт. Смотрю в небо, а Плотников круги надо мной описывает. Затем пошёл на посадку. Остановил самолёт рядом с моим, выпрыгнул из кабины и - ко мне:

- Командир, жив ?

- Как видишь. Заметил танки ?

- Заметил.

- Ну тогда бери мой планшет и немедленно возвращайся в полк.

- Понял. Только скажи, как рана ?

- А что с ней сделается ! Видишь, едут наши. Сейчас заберут в санчасть. Давай, Жора, в полку ждут...

Истрашкин на какое - то мгновение задумался, потом продолжал:

- Когда Плотников взлетел, я забыл и о боли, и о крови, пропитавшей лётный комбинезон: слушал, как с той стороны начали бить зенитки. Беспокоило, что именно на взлёте И-16 становится менее маневренным, наиболее уязвимым. Попади в него в это время снаряд, выйди он из - под контроля лётчика даже на самое малое время, и катастрофа неизбежна. К счастью, всё обошлось благополучно, и данные были своевременно доставлены в штаб полка...

Лётчики эскадрильи на самолётах И-16 уничтожали живую силу и технику противника, вели разведку, обеспечивали боевые действия штурмовиков и, главное, успешно вели воздушные бои, сбивая даже хваленых фашистских лётчиков. Вспоминается такой случай.

В Апреле 1942 года неблагоприятная воздушная обстановка сложилась на аэродроме Славяносербск. По существу, противник его блокировал. Ежедневно пара "Мессеров" с жёлтыми коками винтов на бреющем летала над взлётно - посадочной полосой. Однажды старший начальник решил поднять в воздух И-16 Истрашкина и Плотникова. Немцы, видимо, решили, что эти "ястребки" на взлёте можно и не трогать. Дескать, всё равно они будут сбиты. Истрашкин и Плотников начали набирать высоту, и тут "Мессеры" их атаковали. Завязался воздушный бой. Немцы пустились на хитрость - ушли в сторону.

- Смотрю на землю, - вспоминает Владимир Иванович, - посадочного "Т" нет. Это означает, что противник находится где - то рядом. Осмотрелся и вижу: один "Мессер" идёт на бреющем над полосой, готовясь к атаке снизу. Но я его опередил, атаковал сначала под ракурсом 1 / 4, а затем прошил очередью из пушек и пулемётов хвост. Самолёт задымил и стал падать. Второй мгновенно исчез. Так мы проучили противника: 3 дня они не показывались.

В Октябре 1942 года 4 И-16 полка были направлены в Нальчик. Истрашкина, как старшего группы, вызвал на КП командующий 37-й армией и поставил задачу: сбить FW-189, который ведёт корректировку огня и разведку наших войск.

Истрашкин прикинул возможности И-16. Чтобы облегчить самолёты, сняли с них бронеспинки и аккумуляторы. Утром следующего дня парой на бреющем подошли к линии фронта ( он проходил всего лишь в 10 км от города ). Вскоре обнаружили противника. Набрали высоту и атаковали его. "Рама" взорвалась при ударе о землю. Вскоре зенитчики разыскали консоль самолёта и привезли её в штаб.

- Молодец, - сказал командующий Истрашкину. - Сбил фашиста ! Для нас это очень важно - лишить противника "глаз".

В те дни все горели желанием бить врага. Этому способствовала и целеустремлённая партийно - политическая работа. Секретарь партбюро полка, парторги и комсорги эскадрилий всегда находились на аэродроме среди личного состава: беседовали с людьми, информировали их о положении на фронтах, рассказывали об отличившихся в боях лётчиках. Нередко сами надевали комбинезоны и помогали техникам готовить самолёты к боевому вылету.

Вспоминается партийное собрание с повесткой дня "Об авангардной роли коммунистов". Тогда Истрашкин сказал:

- Главное партийное поручение для всех нас в настоящее время - бить фашистов !

И он их бил. В суровые дни, когда немецкие войска подошли к Тереку и готовились к наступлению на Грозный и Баку, В. Истрашкин вместе со своими боевыми товарищами защищал родную землю. Вражеская авиация имела в то время явное численное превосходство. Советским лётчикам приходилось вылетать по нескольку раз в день. Но вскоре наступил перелом. Враг вынужден был остановиться, а затем и начать отступление под ударами советских войск.

К этому времени полк, в котором служил В. Истрашкин, получил новые самолёты ЛаГГ-3. Период переучивания был кратким. Осваивать новые самолёты приходилось в воздушных боях, и здесь ярко проявились замечательные качества лётчика - истребителя Владимира Истрашкина. Он был одним из многих советских лётчиков, которые творчески подходили к развитию тактики истребительной авиации. Особенно много вложил труда В. Истрашкин в совершенствование методов сопровождения штурмовиков Ил-2. Вместе с другими лётчиками В. Истрашкин предложил при сопровождении штурмовиков изменить боевой порядок прикрывающих истребителей: эшелонировать по высоте группы непосредственного прикрытия и ударную группу. Это давало возможность ударной группе иметь свободу маневра.

В дальнейшем от действий небольшими группами штурмовики перешли к полётам большими колоннами. Лётчики полка на специально созванной тактической конференции обобщили боевой опыт лучших лётчиков - В. Федоренко, В. Истрашкина и других - и разработали новые методы прикрытия штурмовиков.

В числе многих способов прикрытия штурмовиков был предложен и такой: по обеим сторонам колонны штурмовиков попарно следовали истребители, эшелонируясь по высоте. Каждая пара, выполняя общую задачу прикрытия всей колонны, прикрывала одну - две определенные группы; над этими истребителями шли свободные пары других истребителей. Если истребители, прикрывавшие какую - нибудь группу штурмовиков, оказывались связанными боем истребителями противника, свободная пара занимала их место и продолжала сопровождать штурмовики.

В. Истрашкин был одним из первых лётчиков полка, отказавшимся от тактики замкнутого оборонительного круга и освоившим вертикальный маневр. Высокое воинское мастерство позволяло ему отлично выполнять боевые задачи.

Однажды 6 истребителей под командованием Истрашкина, прикрывая свои войска в районе станицы Абинской, заметили 18 бомбардировщиков врага в сопровождении 8 истребителей. Несмотря на явное превосходство противника, советские лётчики атаковали его. В первой же атаке командир группы сбил ведущий бомбардировщик. Это вызвало замешательство в группе врагов. Воспользовавшись этим, Истрашкин вывел из строя ещё один бомбардировщик, но сам был атакован 4 "Месерами". Применив сложный маневр, он вышел из - под огня истребителей противника и, осмотревшись, увидел падающий горящий самолёт со свастикой. Оказывается, Ме-109 пытался зайти в хвост самолету Истрашкина, но вовремя был сбит Василием Шумовым, пришедшим на выручку своему командиру.

Потеряв 3 самолёта, вражеские бомбардировщики скрылись в западном направлении, беспорядочно сбросив бомбы. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром. На командном пункте полка Капитан В. Истрашкин в присутствии лётчиков и техников крепко расцеловал Василия Шумова за выручку в бою.

Командуя эскадрильей, Истрашкин проявил себя незаурядным воспитателем подчин ённых. Много внимания уделял он обучению и воспитанию лётчиков, особенно молодых. За годы войны он совершил 525 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 вражеских самолётов ( по другим источникам имел от 15 до 22 личных и 6 групповых побед ). Войну Владимир Иванович закончил заместителем командира авиационного полка.

Он участвовал в первом послевоенном Параде Победы на Красной площади в Москве. За время службы в авиации он прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира дивизии. Внёс большой вклад в освоение реактивной техники. Правительство высоко оценило его боевые подвиги. Грудь отважного воздушного бойца украсили Золотая Звезда Героя Советского Союза и 14 орденов и медалей.

Уволившись по болезни ( из - за тяжёлого ранения в годы войны ), он успешно трудится в Гражданской авиации. К военным наградам Героя прибавились медаль "Ветеран труда" и знак "Отличник Аэрофлота СССР".

© БиоЗвёзд.Ру