Главная Войти О сайте

Владимир Нардов

Владимир Нардов

Оперный певец (тенор) и режиссёр оперного театра
Отец — инженер-технолог.

Мать — профессор Московского филармонического училища Книппер, Анна Ивановна.

Старшая сестра — выдающаяся[источник не указан 49 дней] драматическая актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, жена А.П. Чехова.

Брат — Книппер, Константин Леонардович (1866—1924), инженер-путеец.

Племянники: актриса Ольга Чехова, композитор Лев Книппер

В 1895—1902 учился на математическом и юридическом факультетах Московского университета; одновременно занимался вокалом у своей матери. С 1893 брал уроки скрипки у профессора Московской консерватории Н. Соколовского, участвовал в детском оркестре А. Эрарского. С 1895 играл в студенческом оркестре под управлением М. Ипполитова-Иванова, одновременно работав после окончания университета два года помощником присяжного поверенного в Москве. Затем совершенствовался как певец в Берлине у А. Кайрати и Дрездене у Р. Мюллера; в 1907—1914 выступал на сценах различных городов Германии. С началом Первой мировой воны вернувшись в Россию, в 1914 году дебютировал в Оперном театре Зимина. Затем два месяца — в театре оперетты И. Зона; с ноября 1917 вернулся вновь в театр Зимина, ставший Театром Московского Совета Рабочих Депутатов; с октябре 1918 выступал в театре студии Худож.-просвет. Союза рабочих организаций (ХПСРОЗ). В 1920-36 работал в Большом театре.

Оперный репертуар включал 137 партий: Черт, 1-й исполнитель («Сын Земли»), Купфер («Клара Милич»), Дымба («Свадьба»), Пьяный («Декабристы» В. Золотарева), Старший граф Каменский («Тупейный художник»); Дорофей («Капитанская дочка»), Лодырэ («Вампука»); Альмавива («Севильский цирюльник»), Хозе («Кармен»); Оттавио («Дон Жуан»), Вальтер («Тангейзер»), Певец («Кавалер роз» Р. Штрауса); Трике («Евгений Онегин»), Чекалинский, Бобыль, Бомелий («Царская невеста»), Стемид и Торопка («Аскольдова могила»), Шуйский, Владимир Игоревич («Князь Игорь»), Беппо («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Фауст («Фауст»), Рудольф («Богема»), Манрико («Трубадур»), Альфред («Травиата») и др.

Кроме того, пел в опереттах: Парис («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Гренино («Корневильские колокола» Р. Планкета).

Камерный репертуар включал романсы и другие произведения М. Глинки, Л. Бетховена, И. Брамса, Р. Шумана, Г. Берлиоза.

С 1918 занимался оперной режиссурой. Поставил: «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Обера (1923, Новый театр, Москва), «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1926, Экспериментальный театр, Москва). Всего за все время им было поставлено 30 опер. В 1923—36, будучи режиссером Большого театра, поставил там десять опер: «Моцарт и Сальери» и «Паяцы» (1923), «Искатели жемчуга» (1924), «Валькирия» (1925), |«Иван-солдат» (1927, 1-я постановка), «Оле из Нордланда» (1928, 1-я постановка на советской сцене), «Тупейный художник» (1929, 1-я постановка), «Садко» (1930), «Царская невеста» (1931), «Травиата» (1933), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (1935).

Занимался педагогической деятельностью. В 1919 г. в училище Гнесиных был открыт оперный класс под руководством В.Нардова, ставшего первым руководителем оперного класса, где ставились не только отдельные оперные фрагменты, но и оперы целиком. Его первой постановкой здесь стала – «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта[1]. В 1923—28 руководитель оперного класса в Московской консерватории. С 1940 года - профессор Московской консерватории (в 1940—41 зав. кафедрой сценического мастерства). Среди учеников: С. Лемешев, Н. Ханаев, В. Сливинский, С. Красовский.

© БиоЗвёзд.Ру