Главная Войти О сайте

Юрий Чернавский

Юрий Чернавский

Кмпозитор, аранжировщик, продюсер, музыкант, заслуженный артист РСФСР (1986).

Содержание

  1. Образование
  2. Профессиональная деятельность в СССР
  3. Ранние годы
  4. Новый этап
  5. Вклад в советскую поп-музыку
  6. Международные фестивали
  7. «ЧЮМА»
  8. Pаботa в Германии
  9. Работа в Голливуде
  10. В настоящее время
  11. Семья

Композитор, аранжировщик, продюсер, музыкант, заслуженный артист РСФСР (1986). Автор большого количества песен и инструментальных произведений. Играет на саксофоне, скрипке, клавишных инструментах, флейте и восточных экзотических инструментах.

Образование

Профессиональное музыкальное образование получил в первой музыкальной школе г. Тамбова (класс скрипки, педагог В. С. Банников) и в Тамбовском музыкальном училище (ныне — Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова), которое окончил по классу скрипки (педагог Д. Б. Иванова) в 1965 году.

Позднее учился в Тамбовском филиале Московского института культуры (классы композиции и оркестровки).

После переезда в США обучался по классам композиции, продюсирования, аудио-кино бизнеса (мастер-классы в Голливуде).

Профессиональная деятельность в СССР

Ранние годы

Во время обучения в музыкальном училище Юрий Чернавский создал со своим другом Олегом Куценко (род. 1945) джазовый квинтет, в котором работал в качестве саксофониста и аранжировщика, выступал в его составе на концертах и танцплощадках, участвовал в джаз-фестивале в Саратове. Первый опыт работы в ансамбле пригодился позднее, когда музыкант предпочёл скрипке саксофон, встав на путь джазового артиста.

С 1968 по 1983 годы занимался гастрольно-концертной деятельностью.

В 1969—1973 годах выступал в джазовых оркестрах Бориса Ренского, Олега Лундстрема, Леонида Утёсова и др.

В 1973—1975 годах работал в качестве лидер-саксофониста и аранжировщика в Государственном эстрадном оркестре Азербайджана под управлением Муслима Магомаева, где в то время был собран состав лучших джаз-музыкантов СССР, таких как Владимир Терлецкий (главный музыкальный руководитель), Александр Пищиков (соло-саксофон), Николай Левиновский (главный дирижёр), Роберт Андреев, Владимир Левитин, Радамес Шакаров, Виктор Бударин, Владимир Коновальцев, Виктор Епанешников, Виктор Двоскин, Герман Лукьянов и др.

Новый этап

С 1976 года начался новый этап творчества — работа в музыкальном стиле джаз-рок, новая волна и мейнстрим (англ. Mainstream). Юрий Чернавский играл, занимался аранжировкой и выступал в качестве музыкального руководителя и аранжировщика в известных вокально-инструментальных ансамблях «Фантазия», «Красные маки», «Весёлые ребята» и рок-группе «Карнавал». В этот период музыкант освоил клавишные и синтезаторы, проявил себя как вокалист и стал перерастать из аранжировщика в композитора. Его постоянными партнёрами в эти годы были Юрий Китаев (ударные) и Сергей Рыжов (бас-гитара).

В 1981 году Юрий Чернавский организовал рок-группу «Динамик» в составе: Ю. Китаев, С. Рыжов, В. Кузьмин, Ю. Чернавский и саунд-инженер Юрий Фомин, выступая в ней как музыкальный руководитель, клавишник, саксофонист, флейтист и аранжировщик, реализуя новые музыкальные идеи, положенные в основу двух первых альбомов «Динамика». В 1982 году он ушёл из группы и стал заниматься композицией.

С 1982 по 1983 годы работал в качестве музыкального руководителя в группе «Весёлые ребята» и записал с помощью Владимира Матецкого рок-альбом «Банановые острова», ставший культовым символом интеллектуально-технической революции 1980-х в СССР и названный критикой сочинением авангардистского направления в рок-музыке. В это же время занимался записью авторской музыки в личной домашней студии.

Юрий Чернавский в своей домашней студии (Москва, 1984)Магнитофонные альбомы «Банановые острова» и «Автоматический комплект» представляют собой интересный эксперимент в области сплава рока с электронной музыкой и фактически первые в СССР работы международного уровня (позже купленные фирмой «EMI Europe»), а «Банановые острова» включены в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. По опросам ведущих диск-жокеев Москвы и Ленинграда зимой 1984 года, сделанным Артемием Троицким, песни «Здравствуй, мальчик Бананан!» и «Робот» заняли соответственно первое и четвёртое места в своеобразном «топ тэне» (англ. Top 10) советских танцевальных хитов. Тот же Троицкий так оценивает альбом «Банановые острова»:

Это один из самых весёлых советских рок-альбомов, записанный одним из самых мрачно выглядящих людей. Юрий Чернавский тощ как спица и угловат в движениях, он носит огромные очки, говорит скрипучим «индустриальным» голосом и вообще похож на персонажа из видеоклипа — не то гуманоида, не то «безумного профессора». Он немолод (родился в 1947 году) и успел переиграть на саксофоне и клавишных в десятках джаз-ансамблей, ВИА и рок-групп (последней был «Динамик»), где создал себе репутацию одного из лучших аранжировщиков в стране и главного эксперта по электронике. Если большинство наших хорошо образованных клавишников подходило к синтезаторам почти так же, как к роялю, играя с фантастической беглостью в стандартных регистрах, то Чернавский исследовал именно тембровые возможности и старался извлекать из инструментов звуки неслыханные.<...> «Банановые острова» — первый сольный проект Чернавского, записанный с помощью экс-члена «Удачного приобретения» Владимира Матецкого и ритм-секции Рыжов—Китаев. Это коллаж стилей, от рок-н-ролла до компьютерной робот-музыки, пронизанный ритмическим «заводом» и по качеству записи стоящий на голову выше любого другого советского диска — официального или «самодельного». Трудно поверить, что это удалось сделать на двух дорожках… Дотошный аккуратист, Чернавский так и не смог найти подходящего вокалиста («они все поют фальшиво») и вынужден был исполнить все песни собственным странным голосом, который в чистом виде звучит почти как «вокодер».

По результатам опроса читателей ленинградского журнала «Смена» Юрий Чернавский в составе «Весёлых ребят» был назван в 1983 году лучшим советским исполнителем на клавишных инструментах, лучшим мультиинструменталистом и вторым (после Игоря Романова из группы «Земляне») аранжировщиком, а дуэт авторов и исполнителей Чернавский — Матецкий за альбом «Банановые острова» был признан лучшими дебютантами, открытиями года.

Вклад в советскую поп-музыку

В 1980-е годы Чернавский сотрудничал с такими поэтами, как Андрей Вознесенский, Леонид Дербенёв, Александр Маркевич, Валерий Сауткин и др., писал музыку и работал как композитор и продюсер со многими ведущими советскими исполнителями песен — Аллой Пугачёвой, Алексеем Глызиным, Валерием Леонтьевым, Михаилом Боярским, Сергеем Минаевым, Тынисом Мяги, Владимиром Пресняковым, Анне Вески, Мариной Журавлёвой и др. Его музыкальные пристрастия более тяготели к музыке мейнстрим и электро-фьюжн, нежели к хард-року.

В 1984 году тесно сотрудничавшая с композитором Алла Пугачёва исполнила вместе с бэк-вокалистами знаменитой шведской группы «ABBA» песни Чернавского «Superman» (в СССР песня была запрещена) и «Through the Eyes of a Child», впервые занявшие высшие места в западноевропейских хит-парадах. Песню «Superman» в то время исполняли многие западные группы, в том числе группа «The Pink’s» даже назвала свой новый альбом «Superman» .

По музыкальным итогам 1985 года, по версии газеты «Московский комсомолец», две песни Юрия Чернавского в исполнении Аллы Пугачёвой («Робинзон» и «Белая дверь») были названы лучшими в СССР, а сам композитор занял вторую строчку в списке лучших советских популярных композитров (вслед за Раймондом Паулсом) и был первым в категории аранжировки (за музыку к кинофильму «Сезон чудес»):

Чернавский много экспериментирует, ищет новый подход к музыкальной фактуре, активно сотрудничает с кинематографом, мультипликацией, работает над созданием музыки к эстрадным представлениям, пишет песни для Аллы Пугачёвой, поэтому, естественно, имеет своего слушателя…

Комментируя ход конкурса «Самые, самые, самые» в «Московском комсомольце» в 1985 году, композитор Григорий Гладков отмечал:

Популярность песен Юрия Чернавского неудивительна. Это композитор, обладающий огромным талантом. В настоящей песне и музыка, и аранжировка должны быть маленьким открытием. Для создания шлягера есть два пути: либо повториться, вспомнив уже открытое, но несколько забытое (как, например, в мелодии песни «Паромщик»), либо сделать новое открытие. В свое время каждая песня Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, ансамбля «Битлз» была для слушателей неожиданным открытием, и поэтому каждая новая мелодия становилась популярной. Эта популярность держалась и продолжает держаться не днями и месяцами, а годами. Сегодня таким автором, мне кажется, становится Юрий Чернавский.

В 1986 году стал основателем и художественным руководителем Всесоюзной студии популярной музыки «Рекорд» (при Министерстве культуры СССР) — первой в СССР крупной независимой профессиональной компании в области интертейнмента (англ. entertainment), с множеством филиалов по всей стране, давшей старт компаниям Сергея Лисовского, «АТВ» («Авторское Телевидение»), группам «Ласковый май», «Мираж», «Класс», студиям Игоря Бабенко, Валерия Жарова, Игоря Матвиенко и др., а также исполнителям — Вячеславу Малежику, Игорю Талькову, Андрею Разину, Наталье Ветлицкой, Сергею Крылову, Олегу Газманову и многим другим[25].

В 1986 году был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. В итоговом всесоюзном хит-параде газеты «Московский комсомолец» Ю. Чернавский был назван в числе лучших композиторов страны.

Чернавский заслужил репутацию одного из лучших аранжировщиков и специалистов в области электронной музыки в бывшем СССР, подтверждением чего являются красноречивые признания Аллы Пугачёвой:

Юра не просто человек-компьютер. В этом он обогнал наше время. Он глубокий музыкант, давший мне импульс на многие годы. Юрий Чернавский — самое значительное в эстрадной музыке явление.

К сожалению или к счастью, но у меня часто так бывало, что песни, не вышедшие в эфир, лежали годами. А потом вдруг возникали и становились актуальными, любимыми и популярными. Например, с такими людьми, как Чернавский. Он всегда опережал свое время. Ему уже было неинтересно, а мы только дорастали до этих штанов.

Международные фестивали

Чернавский работал в качестве музыкального директора и композитора крупнейших международных форумов:

1985 — «Ледовый бал» на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве

Пропуск на главное шоу в Дели (Индия, 1987)

1986 — Открытие Игр Доброй воли в Лужниках (Москва), организованных по инициативе и при содействии Теда Тёрнера (англ. Ted Turner, США) и Михаила Горбачёва

1987—1988 — Междунардный фестиваль «Индия — СССР», проходивший в течение двух лет в более чем 30 городах Индии и СССР, с участием Михаила Горбачёва и Раджива Ганди.

«ЧЮМА»

Группа «ЧЮМА» (Юрий Чернавский и Матвей Аничкин) была задумана в 1989 году как хэви-электроник состав, с гитарами и живыми барабанами. Было записано несколько песен, начались съёмки, но всё остановилось в 1990 году в связи с участием Ю. Чернавского в новом европейском проекте.

Pаботa в Германии

С 1990 года Чернавский работал в Берлине (Германия), где создал рекорд-лейбл «How’s that» Music Gmbh, совместно с известным хит-мейкером Брюсом Хаммондом Ёрламом (англ. Bruce Hammond Earlam). Хиты этой компании, включая проект Mark’Oh с песнями «Love Song» и «Tears Don’t Lie», занимали первые места в европейских хит-парадах в течение полутора лет.

В 1992-1993 году Чернавский как продюсер, композитор и аранжировщик записывает вместе с Брюсом Хаммондом Ёрламом, Дугласом Вилгрувом и компанией «Pikosso Recоrds» альбомы «Beyond the Banana Islands» и «Magic Tour», выпущеные позже в России.

Работа в Голливуде

В 1994 году Юрий Чернавский переехал работать в Голливуд (США), где создал совместную компанию с участием своего 16-летнего сына Дэймона (Дмитрия) Чернавского (англ. Damon Chernavsky) — «LA 3D Motion», которая специализировалась в области компьютерной графики с использованием высоких технологий (CGI) в видео- и киноиндустрии США. Одновременно Чернавский продюсировал сына, который в день своего восемнадцатилетия в 1996 году был удостоен премии MTV Europe Music Awards за участие в лучшем музыкальном видеоклипе года на телеканале MTV Европа в песне «Get Down (You’re the One for Me)» с американской группой Backstreet Boys. Дэймон также работал над клипами для групп и исполнителей 'N Sync, The Boyz, Рода Стюарта, Тупака Шакура, Dance Jam и др.

В настоящее время Дэймон совладелец Голливудской компании FX Postproduction Studio — «Red Square Studios»

Юрий Чернавский сотрудничает с музыкальными семейными кланами Дион Уорвик (англ. Dionne Warwick) — Дэймоном Эллиоттом (англ. Damon Elliott) с сонгом «Gaga Juice», семьёй Джексонов — Джермэйном Джексоном (англ. Jermaine Jackson) в проекте «Dance Jam», компаниями Red Square Studios, Track Records Studio, Pikosso Records, EMI, Sony и др. Путешествует и экспериментирует в области международного шоу-бизнеса с молодыми американскими и европейскими певцами-исполнителями в стиле R&B и рэп, киноактёрами, режиссёрами.

В настоящее время

Работает над серьёзными проектами (один из них — группа «Fox») в США и России по продвижению русских и дей на всемирный рынок, проводит профессиональный отбор юных артистов для их подготовки и презентации в международном шоу-бизнесе, способствует вовлечению российских телевизионных и кинокомпаний в международную индустрию, созданию сетeй культурно-досуговых центров на базе высоких технологий.

Преподаёт мастер-класс по вокалу и звукорежиссуре.

Семья

Отец — Чернавский Александр Николаевич (1900—1980)

Мать — Чернавская Александра Ильинична (1912—1998)

Проживает с семьёй в городе Беверли-Хиллс (Лос-Анджелес, Калифорния, США).

Жена — Татьяна Чернавская, 1951 г.р., не работает.

Сын — Дмитрий (Damon) Чернавский, 1977 г.р., работает в голливудской киноиндустрии (CGI-компьютерная графика, FX-спецэффекты, компьютер-артист, режиссёр), не женат.

Сын — Александр (Alex) Чернавский, 1985 г.р., закончил Университет Южной Калифорнии в 2007-м году (Лос-Анджелес). Продюсер, бизнесмен, не женат.

© БиоЗвёзд.Ру