Главная Войти О сайте

Юрий Лорес

Юрий Лорес

поэт-песенник
Дата рождения: 29.10.1951
Гражданство: Россия

Известность пришла к нему вместе с песней о шиповнике, грустной и незатейливой. Игралась она на пяти аккордах, подтверждая тем самым закономерность: из всех музыкальных текстов, разных по силе и глубине, визитной карточкой становится тот, что легче запоминается. Он — одежка, по которой принимают: удобная, броская, ноская. При желании на старых хитах можно жить долго и счастливо. Особых богатств это не принесет, но на тусовках узнавать и угощать, конечно, будут. Правда, искусство на этом кончается.

Лоресу такая беда не грозила — и Шиповник, и все последующие хиты оказывались каплями, которые бессмысленно вылавливать из живого бьющего потока. Поэзия, по Лоресу, — это Космос, выстраиваемый Творцом, а поэт — лишь медиум, которому поручено донести до людей изначальный замысел. Поэтому Лорес говорит о самых величественных вещах ясно и просто, избегая нагромождения метафор. Его песни прозрачны, но не каждый сможет взять да примерить их на себя — они требуют не только умения вслушиваться, но и определенной опытности сердца. Хорошо, когда у слушателя в загашнике уже имеется что-нибудь свое, незаемное, — тогда из красивой музыки и ладно звучащих слов вдруг возникает напряженный, непредсказуемый подтекст беседы.

Юрий Лорес родился в 1951 году. Отец — фронтовик, демобилизовался в 1947. От его родного Рославля ничего не осталось, и он приехал в Подмосковье, к родне. Жилья своего не было. И родители уже вместе с Юрой снимали какие-то сарайчики, терраски, комнатки в деревянных подмосковных домишках: в Пушкине, на Клязьме, в Перловке, где семья прожила особенно долго — до школы. С этого поселка Лорес себя и помнит: комнатка всего шесть метров, стены в одну досочку. Но в этом жактовском (государственном) двухэтажном доме и в соседних подобных жили многие из родственников, в том числе бабушка и тетя — родная сестра отца со своей семьей. Потом, в конце 50-х, стали получать квартиры и постепенно разъезжаться.

Юрий не помнит, чтобы у них соблюдались традиции, но Песах все-таки праздновали и на идише говорили. А бабушка знала и пела огромное количество еврейских песен, большинство из которых Юрий ни от кого после не слышал. Очень жалеет, что не записал их вовремя. Тогда же, в конце 50-х, он услышал первые песни Визбора и Окуджавы. Их пели в компании двоюродного брата, который старше Юрия на пять лет.

По профессии Лорес геолог. Московскому геологоразведочному институту (МГРИ) он очень благодарен. Институт поющий, играющий, небольшой — все друг друга знают. Лорес играл на гитаре с 9-го класса, какие-то записи доставал, стихи пытался сочинять, но собственные песни стали рождаться в МГРИ. И там же он узнал, что есть КСП, слеты, концерты. То есть, нашел там свою среду.

Ранние песни Лореса не очень вписываются в туристско-походный мейнстрим, но слушатель тогда и не пытался все сводить к туристско-походной тематике. Многие увлекались туризмом, по мнению Юрия, больше для того, чтобы обрести еще одну степень свободы: и петь у костра можно было о чем угодно, и говорить обо всем. Сама среда, и геологическая, и туристская, подразумевала отсутствие чужих ушей. Так что любые песни были уместны и находили своих слушателей. Другое дело, что геологических и горных песен Лорес не писал. Он считает, что авторы 60-х эту тему закрыли, по крайней мере для него лично.

Лорес признается, что ему трудно объяснить что побудило его обратиться к библейской теме. Живешь, наблюдаешь, думаешь, читаешь, переживаешь. Задаешь себе вопросы. – говорит он, - Наконец, понимаешь, что ответы надо искать в самом начале начал. Я вряд ли себе отдавал отчет, что пишу цикл, когда появилась первая песня: Шел день шестой. За 12 лет Лорес написав 15 песен и стихов и думал, что на этом все закончено, но в 96-м он впервые оказался в Израиле.

Там он почувствовал новое дыхание, пришло новое видение — и библейский цикл стал превращаться в книгу. Автор думал, что она сложится за два-три года. Прошло семь лет. Юрий объясняет причины, по которым книга создавалась так долго следующим: во-первых, это не просто сборник. Он хочет выстроить одно цельное произведение из отдельных самостоятельных. Во-вторых, проза у него не пишется, а рождается, подобно стихам. Поэтому Лорес не может сказать, когда книга будет готова к изданию. Так что библейский цикл уже находится внутри более крупного произведения, хотя и незаконченного.

Лорес говорит, что принадлежит к тем, кто считает, что автор — всего лишь проводник, переводчик. Поэтому он терпеть не может, когда творчество связывают понятие самовыражение. Есть самоотрешение, самоотверженность, самоотдача. – признается он, - Самовыражение — явление побочное. Как можно перевести неизвестно какими путями спущенный тебе надличностный и надъязыковой текст на человеческий язык, если ты занимаешься самовыражением, то есть ничего, кроме самого себя, не слышишь? Естественно, твое личностное непременно присутствует в произведении, но стоит ли об этом так беспокоиться? Обратите внимание, что в XIX веке художники о самовыражении не говорили — неприлично. Важно было превзойти самого себя. Теперь любят заявлять: Какой есть, такой есть. Не нравится — не смотрите!

Юрий Лорес далек от желания нравиться всем. Песня, поэзия — это диалог. Ему вовсе не нужны все люди в собеседники. Ему нужны только те, кого по-настоящему волнуют те же проблемы, те же события, те же мысли, что и его. И чтобы быть услышанным ими, он должен уметь изъясняться точно.

< P>Подробности

Юрий Львович Лорес родился в Подмосковье в 1951 году. В 1974 году окончил Московский геологоразведочный институт. Первые стихи — 1963 год, первая песня — 1968 год, первый фестиваль — Лефортово-73, первая сольная программа — 1976 год в клубе Восток (Ленинград). В 1986 году создает творческое объединение Театр авторской песни, работавшее до 1989 года в ДК им. Зуева в Москве, известное в дальнейшем как Первый круг. Актер киевского театра-студии Академия (1989-1992 гг.). С 1993 по 1995 годы — художественный руководитель Мастерской авторской песни при РАТИ (ГИТИС). В 1993 году Ю. Лорес совместно с оркестром под управлением Михаила Безверхнего выпустил грампластинку «Шел день шестой», а в 1994 году вышла книжка стихов Шиповник, или Фантазия с падающей вилкой. Автор около 500 стихов и песен, член Союза писателей и Литфонда России, член-корреспондент Академии поэзии, режиссер-педагог по мастерству актера.

© БиоЗвёзд.Ру