Главная Войти О сайте

Юрий Павленко

Юрий Павленко

министр Украины по делам семьи, молодежи и спорта

Беседа корреспондента «СПОРТглавреда» с министром Юрием Павленко началась с темы «спортивного законодательства».

То, что законодательная база украинского спорта устарела – очевидно. И вот-вот, дай Бог, будет принят новый закон…

-Над новой редакцией «Закона о спорте» трудились специалисты, работающие в сфере физической культуры спорта. И даже несколько поколений министров. То, что действующий – пока еще – закон фактически устарел - объяснимо. Ведь он был принят в далеком 1993 году. На то время, когда украинское государство находилось в начальной стадии своего развития - он был вполне прогрессивным. Но сегодня появилось столько новаций в спорте, что Закон требует не просто внесения изменений, а новой редакции.

Над этим проектом уже довольно давно трудилась рабочая группа, которую создал бывший глава профильного госкомитета Николай Костенко. Они начали. В 2005-2006 годах я продолжил.

Вышли на достаточно серьезный законопроект. Потом этим занимался Виктор Корж. В 2008-м эстафету снова подхватила моя команда – рабочую группу подготовки Закона возглавил заместитель министра Украины по вопросам семьи, молодежи и спорта Мирослав Дутчак. В результате общих усилий, проект был вынесен на рассмотрение в Верховную Раду и уже принят в первом чтении. И мы очень близки к тому, что он будет принят в целом, как Закон. Большая заслуга в этом главы парламентского комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Павла Костенко.

Как министр я расцениваю появление такого закона как чрезвычайно важный шаг в нашем спорте. Фактически, это приведение целой сферы к нормам, отвечающим современным объективным условиям.

В чем главные отличия нового закона от старого?

-Во-первых, новый Закон дает более четкие определения спортивной сферы. Во-вторых, точно определяет полномочия спортивных объединений и организаций. Это касается, в том числе, Национального олимпийского комитета, Нацкомитета спорта инвалидов, Спортивного комитета по неолимпийским видам, физкультурно-спортивных обществ, федераций.

Впервые законом выписана процедура организации и проведения соревнований, уровень ответственности, взаимоотношения с государством. Кроме того, закон четко характеризует и регулирует деятельность детско-юношеских школ, резерва, спорта высших достижений.

Есть и определение профессиональному спорту – отдельная очень серьезная позиция. Предусмотрена и поддержка тех, кто занимается инвестированием в спорт. Словом, этот Закон написан, без преувеличения, самой жизнью.

Он во многом устранит те проблемы, которые мы видим сегодня. Ведь законодательная неотрегулированность тех или иных вопросов способствует и неэффективной системе финансирования, что приводит к унижению тренеров в плане оплаты их работы, и разрушению детско-юношеского спорта, и многому-многому другому.

Безусловно, за новым Законом последует принятие целого ряда важных документов – на уровнях правительства, нашего министерства, областных администраций. На него мы возлагаем очень большие надежды.

То есть, если ранее в спортивной сфере складывающиеся ситуации можно было трактовать так или иначе, то теперь они будут иметь четкую законодательную основу?

-Все моменты, коллизии, где может быть различная трактовка, мы постарались учесть в Законе. Отмечу, что очень серьезная работа была проделана не только на этапе его подготовки. Работа идет и сейчас – на этапе между первым чтением и утверждением в целом. В это был вовлечен, думается, каждый народный депутат. Все вносили свои предложения, рекомендации.

Совместная рабочая группа соответствующего комитета Верховной Рады, министерства, НОК, спортивных федераций, научных заведений и сейчас не прекращает работу по подготовке Закона. Хочу, в этом отношении, отдать должное главе парламентского Комитета Павлу Костенко. Подготовку Закона о спорте он определил как приоритетное направление в работе своего Комитета. И поэтому, после первого чтения, образно говоря, мячик с поля министерства перекатился в Верховную Раду.

Но при всем этом, мы не занимаемся выяснением вопроса «кто тут главный». Работаем одной командой. Благодаря этому, уверен, достигнем отличного результата. Тем более, что мы вышли на оптимальный, современный, прогрессивный проект Закона.

Причем, он не один. Нельзя обойти стороной и другой важный Закон, касающийся допинга.

-Вы имеете в виду Закон «Об антидопинговом контроле в спорте»? Его новая редакция также принята в первом чтении. В нем – чрезвычайно важные положения. При этом, нельзя не сказать о том, что Украина стала одним из первых государств, ратифицировавших антидопинговую конвенцию. И новый Закон должен быть принят во исполнение этой конвенции.

Хотя парламент принял Закон в первом чтении, есть еще достаточно много замечаний. Рабочая группа с привлечением специалистов разных сфер, близких к этой проблеме, готовит сегодня законопроект ко второму чтению.

Должен сказать, что в этом вопросе шли дискуссии. Но мы договорились, что поддержим закон в первом чтении, а затем серьезно поработаем над ним в Верховной Раде. Есть уверенность, что это будет прогрессивный Закон, с которого будут брать пример другие государства. Ибо сегодня без законодательного урегулирования борьбы с допингом очень тяжело отстаивать свои позиции на мировой арене. А Украина сегодня находится в числе мировых лидеров, ведущих борьбу с допингом. Это дает и дополнительную уверенность для наших спортсменов.

Как по вашему, будет способен новый антидопинговый закон «напугать» спортсменов?

-Без сомнения, он будет предусматривать достаточно жесткие меры наказания за применение допинга. Причем, это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, и медработников, допускающих нарушения.

Насколько реально создание современной антидопинговой лаборатории в Украине?

-Для получения аккредитации WADA любая лаборатория должна отвечать требованиям Международного стандарта. Этот Стандарт включает и требования к лабораториям, и комплектации оборудованием, квалификации персонала, ежегодному объему проведенных анализов. Согласно последним требованиям WADA к лаборатории антидопингового контроля, она должна проводить минимум три тысячи анализов допинг-проб ежегодно.

Юрий Алексеевич, давайте теперь перейдем от законодательных проблем к более, так сказать, «осязаемой» сфере. Начнем с игровых видов спорта. Ведь у нас тут более, чем серьезный пробел. Вспомним, что ни в одном из этих видов украинцы не выступали на минувшей Олимпиаде…

-К большому сожалению. Хотя традиции Украины в этих видах известны всему миру. И потенциал очень высокий.

Думаю, корень проблемы связан с кризисом в финансировании игровых видов на протяжении долгих лет. В результате - растеряли тренеров, спортменов, утратили материально-техническую базу. И это, конечно, не могло не ударить по «игровикам». И сегодня мы исправляем эту ситуацию.

Наиболее наглядный пример - хоккей. Не было финансирования, но все же удавалось удержать его в высшей мировой лиге. Сегодня – уже два года подряд - финансирование идет. Есть серьезная поддержка со стороны Президента, Верховной Рады, министерства. Сформирована команда.

Началось возрождение всей вертикали. Излишне говорить, насколько важной является задача вернуться в мировую элиту. Это потребует громадных усилий, несмотря на недавние досадные поражения. Причем, их можно было бы избежать, учитывая потенциал нашей сборной.

Знаете, спорт имеет такую особенность – легко потерять, тяжело возродить. Да, приходится тяжело. Но складывать руки никто не собирается. И будем стараться по максимуму поддерживать приоритетные виды спорта, в числе которых много игровых. Не понимаю, откуда идут слухи о том, что они относятся к низшей – третьей – категории финансирования.

То есть, в эту категорию игровые виды не относятся?

-Во-первых, надо определить, о каких именно игровых видах спорта идет речь. Если это гандбол, баскетбол, теннис – финансирование идет по первой категории. Это же приоритетные виды. А к третьей категории относятся бейсбол, софтбол. Понимаете – почему? Ну, нельзя их назвать сегодня массовыми и приоритетными для Украины. Они только-только начинают у нас развиваться. Другие игровые виды относятся к первой и второй категории. И сегодня мы являемся свидетелями очень хороших результатов наших сборных.

Допустим, теннис. В Кубке федераций – седьмое место на мировом уровне. Особенно радует женская сборная. Да и мужская значительно улучшила результаты. Потом гандбол, баскетбол – вновь украинцы добиваются успехов. Это надо поддерживать и развивать. Сегодня формируется и современная база для игровых видов. Вспомним тот же футбол, где мы, по коэффициенту УЕФА, в числе европейских лидеров. Пусть на клубном уровне.

Да и сборная наша – не на последних позициях. Я уверен, что у наших игровых видов спорта есть прекрасная перспектива – с их историей, традициями, спортсменами и тренерами.

Тут нельзя не учитывать еще один важный момент. Ведь игровые виды являются еще и массовыми! И мы их оцениваем не только как олимпийские. Пожалуй, не менее важно то, что они дают возможность «включить» в спорт огромное число детей, молодежи, семей. И уж ни в коем случае мы не рассматриваем игровые виды как второстепенные – пусть результаты в них сегодня уступают тем, что были раньше. Но при этом, они несут, напоминаю, две чрезвычайно важные функции – олимпийскую и массовую.

Вы сказали о перспективах… Возьмем гандбол. Сможем ли мы возродить такие турниры как Кубок Гетьмана, Кубок Турчина? Ведь эти соревнования когда-то были очень популярны и в Европе, и в мире…

-Надеюсь, удастся возродить и нашу гандбольную школу, и Кубки. Тем более, что в свое время, они завоевали очень солидную репутацию на международном уровне. Правда, сегодня есть целый ряд вопросов к руководству федерации. К сожалению, не всегда они в полной мере справляются с задачами по развитию этого вида спорта. Иногда у некоторых чиновников становятся заметны иные мотивы их деятельности, не связанные с задачами развития гандбола, возвращения его на вершину мирового олимпа.

Но, думаю, в ближайшее время ситуация будет исправлена.

А ситуация с волейболом? Ведь недавно эту федерацию лишили статуса национальной…

-Давайте уточним: никто не лишал ее статуса национальной. Поясню. Этот статус предоставляется на четыре года. У федерации волейбола четырехлетний срок истек и был объявлен конкурс. Были поданы документы. Все рассматривалось на Коллегии, и на специальной Комиссии, оценивающей документы по статусу «национальный». И оказалось, что документы оформлены неправильно. Отсюда какой вывод? Как может руководство федерации нормально развивать свой вид, если даже не способно оформить бумаги для получения соответствующего статуса? И это при отсутствии всякой конкуренции! Еще, слава Богу, что здесь федерация не разделена, есть возможность для развития. Поэтому, в связи с тем, что документы были не оформлены, федерация волейбола, согласно закону, не могла претендовать на статус национальной. Что и постановила Коллегия.

Тем не менее, это не решает проблем, которые сложились в этом виде спорта. Поэтому, Комиссия и Коллегия министерства порекомендовала заслушать летом отчет. В частности, на повестке дня будут стоять такие вопросы, как современное состояние развития волейбола в Украине, перспективы участия на Олимпиаде в Лондоне. В общем, заслушаем все проблемные вопросы, которых накопилось, к сожалению, немало. Очень обидно, особенно если вспомнить, что имеем уникальные клубы, уникальные волейбольные город. Тот же Северодонецк на Луганщине. По-настоящему волейбольный город. И Харьков, и другие места. База-то есть, есть школа. А проблемы, порой возникают на ровном месте. Когда и быть-то их не должно.

Опять же пример «Северодончанки», которую удалили из Кубков как раз по вине федерации. Точнее, из-за ее бездеятельности. Пришлось потом вмешаться министерству, Европейская федерация пошла навстречу. Удалось урегулировать вопрос. Но дело в том, что можно было бы вообще избежать такой ситуации. В результате, мы, фактически вдвоем, с мэром Северодонецка исправляли «прокол» федерации. К сожалению, подобный факт далеко не единичный. Вопросов гораздо больше. Вот сейчас детально во всем разбираемся. Иначе и нельзя. Ведь все заинтересованы, чтобы этот вид спорта развивался. И поддержка ему будет. Но прежде хочу увидеть план руководителей украинского волейбола по развитию вида спорта.

Таким образом, в перспективе федерация волейбола снова получит статус национальной?

-Без сомнения. С огромным удовольствием предоставил бы им этот статус и возможность двигаться в нужном направлении. Но это не так просто: кому захотел – тому и дал. Только после рассмотрения отчета, оформления надлежащим образом документов. А это очень серьезная работа. Ведь это означает возможность представлять страну. К предоставлению статуса «национальный» ни в коем случае нельзя подходить формально.

Вы уже упоминали в нашей беседе хоккей. Хотелось бы поподробнее о его перспективах, инфраструктуре…

-Есть программа «Хоккей Украины». Возможно, первая конкретная государственная программа поддержки определенного вида спорта. Причем, финансируемая программа. Правда, нынешний финансово-экономический кризис ощутимо ударил по ее реализации. Тем не менее, четыре площадки уже построили, двенадцать заложены. Формируются ДЮСШ, юношеские сборные, резерв. Расширяется – и географически, и командно - чемпионат Украины.

Поэтому перспектива очень хорошая. И тут давайте вспомним, что страна идет к празднованию – в следующем году – столетия украинского хоккея. Немного найдется государств, имеющих такую историю в этом виде спорта. Так уж сложилось, что хоккей, фактически официально, появился в Украине в 1910 году.

А что касается нашего отечественного гранда – «Сокола»? Теперь он будет выступать в первенстве Беларуси.

-Думаю, что это тактический шаг, с целью концентрации сил – в том числе, и финансовых – на развитие национального чемпионата. На подготовку к европейским Кубкам, на подготовку национальной сборной. Да, конечно, выступление в высшей лиге России – это серьезно. Но по отчетам, которые мне предоставляла федерация хоккея Украины, очень уж большие расходы идут на игру в российской «вышке».

Есть перспективы туда вернуться? Все-таки – это уровень!..

-Перспектива есть. Но только если российская высшая лига пойдет навстречу требованиям Украины. В данном случае, я считаю, было не совсем корректное отношение к украинской команде.

В финансовом плане?

-В частности, в финансовом. Тем не менее, мы показали, что можем играть у россиян на равных. Если бы только не приоритет, который был заметен на последнем этапе, то мы могли бы занять и достойно место в чемпионате России. Но уже тогда было принято решение о завершении игр там, для того, чтобы поберечь игроков. И дать им возможность сосредоточиться на подготовке к поединкам национальной сборной. Ведь «Сокол» - ее костяк. Что касается национальной сборной, то, как мы не надеялись на ее выход в мировую элиту, в нынешнем году этого не произошло. Но ничего, произойдет в следующий раз. У меня нет по этому поводу никаких сомнений.

Кстати, еще не отказались от идеи подать заявку на проведение чемпионата мира в нашей стране?

-Ни в коем случае. Работа в этом направлении продолжается. Многими наша презентация была названа лучшей. Потенциал и возможности провести чемпионат у нас есть. Не исключаю, что в отношении Украины будет принято позитивное решение. Правда, такая уж здесь сложилась традиция, что после первой заявки обычно данной стране предпочтение не отдают. Кроме того, мы имели бы более значительные шансы, если бы попали в высшую мировую лигу. Но, несмотря ни на что, я уверен, что в Украине чемпионат мира состоится.

Не в этот, так в следующий раз…

-Начнем, возможно, с группы «В»… Но в любом случае, есть позитивное движение. А подача заявки Украиной на проведение чемпионата мира – это тоже определенная планка. И достаточно высокая.

Юрий Алексеевич, как бы вы могли прокомментировать еще одну очень серьезную проблему нашего спорта… Имеется в виду отъезд наших спортсменов и специалистов за рубеж, смена ими гражданства. В этом плане, не лучшим образом обстоят дела, в частности, в шахматах. Да и не только там. Каковы пути решения этой проблемы?

-Тут есть и свои негативы, и свои позитивы. Одно дело, когда речь идет об украинских легионерах, шлифующих свое мастерство в рубежных клубах, материально хорошо обеспеченных, но остающихся в рядах сборной Украины.

Тут ничего плохого нет. Можно только порадоваться за атлетов, которые, где бы они ни находились, прославляют свою страну. Те же Шевченко, Тимощук, Воронин.

Но вот когда происходит смена гражданства… Это очень болезненный вопрос. Мы стараемся все сделать для того, чтобы наши спортсмены оставались украинскими гражданами. Не всегда, к сожалению, складывается так, как хотелось бы. Что касается шахмат, и, в частности, Сергея Карякина. Мы прилагали немало усилий, чтобы сохранить его украинское гражданство.

Но от его отца-тренера мы получили информацию, что за границей Сергею предложили такие условия, от которых очень трудно отказаться. Что тут сделаешь?.. Подобные условия – прямой путь к самым высшим мировым титулам. Мы таких условий сегодня предложить не можем. Даже если используем все возможные ресурсы. Но, надеюсь, что и сам Сергей, и его отец все же останутся украинцами независимо от обстоятельств. Во всяком случае, гражданства Карякин пока еще не менял.

Меня очень волнует вопрос смены гражданства нашими спортсменами вот еще в каком ракурсе. Посудите, государство, при всех сложностях, достаточно много инвестирует в развитие, формирование спортсмена. До восемнадцати лет это во всех отношениях воспитанник Украины. А вот после, в самом своем расцвете, атлет демонстрирует свою игру и результаты за границей. Вот, что обидно. Причем, очень часто, на решение своих детей оказывают значительное влияние их родители. Да, безусловно, их можно понять. Не всегда молодой человек имеет возможность реализовать свой талант дома, в силу отсутствия материально-технической базы. И проблема начинается еще со школьного спортзала. И все-таки она решаема. Об этом свидетельствует тот факт, что уменьшается число тех спортсменов, которые покидают Украину в раннем возрасте. Это позитив. Тем не менее, в этом направлении надо еще очень много работать.

На ближайшее заседание Национального совета по вопросам физической культуры и спорта мы выносим вопросы, касающиеся, в частности, развития спорта с самых начальных стадий. Например, физвоспитание в учебном учреждении: детский сад, школа, вуз и прочие. Кроме того, рассмотрим вопросы наличия спортивных баз, учителей физкультуры, системы физического развития. Далее ДЮСШ – их материально-техническое обеспечение, полноценное финансирование тренеров, их социальная защита. Потом – резервный спорт и центр олимпийской подготовки.

Мы сегодня вполне четко видим политику в отношении спорта, знаем, сколько все это стоит, сколько необходимо государству инвестировать. Понимаем и то, что таких средств у государства нет. Но необходимые законы, соответствующие решения, связанные со льготами – в частности, по аренде земли - и т.д., убежден, дадут возможность за пять лет выйти не то, что на оптимальные, а минимально необходимые нормативы обеспечения наших граждан спортивными объектами.

Сегодняшний уровень я определил бы как ниже минимального. Хотя и сделано достаточно много. Все-таки за четыре года мы вышли из состояния уничтожения спортивных объектов, и начали, наконец, строить. Чего до 2006 года, практически, не наблюдалось. Сегодня мы имеем целый ряд намеченных объектов. Начиная с НСК «Олимпийский» и заканчивая спортивными площадками в небольших городах. Но это пока только капля в море с точки зрения потребностей. Сейчас – по отношению к потребностям – обеспечены на 30% спортплощадками, 30% - спортзалами, 50% уличными спортплощадками, 5% - бассейнами. Так что, здесь еще очень много работы. Но главное, что это уже стало приоритетом государственной политики, работы местных органов власти. Вопросы физического воспитания и спорта, наличия спортивных объектов стали очень важными в жизни украинских граждан. Это уже значительный шаг вперед.

При этом, конечно, я понимаю, есть масса проблем. Решенных вопросов сегодня меньше, чем возникших. Но есть отличная команда: министерство – наше и другие - Верховная Рада, ведомства, федерации. Безусловно, НОК, Паралимпийский комитет. Иными словами, команда единомышленников. Нельзя не подчеркнуть, что тут свою весомую позицию заявляет и Президент Украины, который является главой Национального совета по вопросам физической культуры и спорта. Это тоже признание того, что данная сфера – один из ключевых приоритетов государственной политики.

Нынешний год - олимпийское межсезонье. Фанфары Пекина отгремели, сегодня полным ходом идет подготовка к зимним Играм в Ванкувере. Какие прогнозы на спортивные результаты в 2009 году?

-Украинские спортсмены не теряют динамики. Результат первых трех месяцев 2009 года почти во всех видах спорта более, чем оптимистичен: задачи не только выполнены, а в некоторых видах и перевыполнены - достигнуты высочайшие результаты в чемпионатах Европы и мира.

Первый квартал мы закончили по количеству завоеванных на международных соревнованиях по наиболее оптимистичным планам, которые мы ставили три месяца назад. За этот период украинские атлеты на чемпионатах Европы и мира завоевали 37 наград. Только в период с 30 марта по 5 апреля, на чемпионатах Европы украинские спортсмены завоевали 25 наград.

В частности, отмечу достижение на чемпионатах Европы по тяжелой атлетике, вольной и греко-римской борьбе, по спортивной гимнастике и прыжкам в воду.

Отдельно стоит отметить спортивную гимнастику, которая своими выступлениями доказала, что план деятельности, разработанный министерством, активная работа его структурных подразделений, тренеров, спортсменов - все это дало позитивные результаты.

© БиоЗвёзд.Ру