Главная Войти О сайте

Альберто Кавос

Альберто Кавос

Русско-итальянский архитектор

Русско-итальянский архитектор, более всего известный своими театрами; помимо прочего, построил Мариинский театр в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве.

Родился Альберто Кавос в Санкт-Петербурге, в семье венецианского композитора Катерино Кавоса (Catterino Cavos) и его супруги Камиллы (Camilla Baglioni). Родители Альберто осели в России еще в 1798-м, после краха Венецианской республики. Образование Кавос получил в стенах Университета Падуи (University of Padua); позже он вернулся в Россию, где некоторое время отрабатывал полученные навыки на практике в стенах мастерской Карло Росси (Carlo Rossi).

В 1826-м Кавос получил первый заказ – ему поручили перестроить здание санкт-петербургского Большого (Каменного) театра. Театр этот был построен еще в 1770-м Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi); увы, в 1811-м огонь практически уничтожил здание. Проект восстановления был запущен почти сразу, однако смерть руководителя проекта существенно замедлила работы.

Кавос потратил на здание больше 10 лет; в 1836-м обновленный театр открылся для публики. Некоторое время здание было главным оперным театром Санкт-Петербурга; увы, опера как таковая при дворе особой популярностью не пользовалась. В 1846-м центром русского оперного искусства стал московский Большой театр; впрочем, и санкт-петербургскому его собрату применение нашлось – некоторое время здесь базировался балет Мариуса Петипы (Marius Petipa). В 1886-м здание было превращено в консерваторию.

В период с 1847-го по 1848-й Кавос руководил строительством Конного цирка на Театральной площади. Цирк открылся 20 января 1849-го; вскоре именно здесь обосновались вернувшиеся из Москвы оперные исполнители. 26 января 1859-го здание цирка сгорело; Александр II поручил Кавосу новую перестройку, отметив при этом, что архитектору следует преобразовать цирк в театр, сохранив при этом его внешний облик. Кавос выполнил задачу, оставив фасад в былом виде и практически полностью переделав интерьер. Новый театр открылся в октябре 1860-го; назван он был в честь императрицы Марии Александровны - Императорским Мариинским. Практически сразу же новый театр стал сердцем городской оперной жизни.

11 марта 1853-го московский Большой театр был уничтожен – опять-таки, пожаром; от здания осталась лишь внешняя стена. Кавос сумел заполучить контракт на перестройку театра; в дальнейшем он существенно доработал оригинальный план Осипа Бове. Именно Альберто Кавос придал Большому театру тот облик, который здание сохраняло вплоть до ухода на реставрацию в 2005-м. Несмотря на бедственное состояние государственной экономики – Крымская война изрядно потрепала казну – работы шли полным ходом; после смерти Николая I работы было решено ускорить, чтобы успеть к коронации преемника. Театр открылся 20 августа 1856-го; жемчужиной его стал новый зрительный зал на 2150 человек. Критики в один голос отмечали, что акустические характеристики нового театра выше всяких похвал; находились у проекта Кавоса, впрочем, и критики – так, не особо прочный фундамент к концу 20-го века пришлось почти полностью заменить.

В 1859-м Альберто Кавос закончил перестройку санкт-петербургского Михайловского театра. Последним проектом Альберто должна была стать Парижская опера; известно, что разработки Кавоса одобрил сам Наполеон III (Napoleon III). После смерти архитектора проект, разумеется, главного исполнителя сменил.

Альберто Кавос был дважды женат; в первом браке у него было четверо детей, во втором – трое. Первому браку положила конец смерть жены Кавоса от туберкулеза, второй изрядно страдал от супружеских измен – Альберто регулярно заводил романы на стороне.

© БиоЗвёзд.Ру