|
Александр ГоловнинСтатс-секретарь, действительный тайный советник
Дата рождения: 25.03.1821
Гражданство: Россия |
- Ранние годы и образование
- Начальная карьера
- Работа в "Морском сборнике"
- Участие в крестьянской реформе
- Статс-секретарь и министр народного просвещения
- Реформа университета
- Поднятие статуса министерства народного просвещения
- Реформа образования
Ранние годы и образование
Александр Васильевич Головнин родился 25 марта 1821 года в Санкт-Петербурге в семье адмирала. Его воспитанием занималась мать. В 1839 году он окончил Царскосельский лицей с отличием.
Начальная карьера
В 1848 году Головнин стал чиновником особых поручений при начальнике Главного морского штаба князе Меншикове. С 1850 года он служил секретарем при великом князе Константине Николаевиче, чьим дядей был дядя Головнина.
Работа в "Морском сборнике"
Под покровительством великого князя Константина Николаевича Головнин стал руководителем "Морского сборника". Это издание играло важную роль в общественном движении начала правления Александра II. Здесь публиковались работы молодых литераторов, которые путешествовали по России и изучали народный быт.
Участие в крестьянской реформе
Незримо и существенно Головнин участвовал в разработке крестьянской реформы. Он выступал посредником между различными лицами и великим князем, а впоследствии подружился с видными деятелями, такими как Милютин, Самарин и Кавелин.
Статс-секретарь и министр народного просвещения
В 1859 году Головнин был назначен статс-секретарем и членом Главного правления училищ. В декабре 1861 года его назначили министром народного просвещения.
Реформа университета
Перед его вступлением в должность произошли студенческие волнения, которые привели к временному закрытию Петербургского университета и необходимости разработки нового университетского устава. Головнин считал, что беспорядки были вызваны упадком научной деятельности и недостатками университетской организации.
Для повышения уровня профессоров он отправил молодых людей за границу, а руководство ими поручил Пирогову. Был разработан новый устав университета, который ввел приват-доцентуру, университетское самоуправление и суд, а также увеличил количество кафедр и вознаграждение профессоров.
Поднятие статуса министерства народного просвещения
Головнин повысил значение министерства народного просвещения, которое раньше считалось второстепенным. Он почти удвоил его бюджет и сосредоточил административную часть в переустроенном департаменте. Главное правление училищ стало советом министра.
Реформа образования
При Головнине были открыты гимназии и прогимназии, а в 1864 году был издан устав гимназий, который положил классическое образование в основу университетского образования. Головнин также работал над планом организации народного образования в России, но успел реализовать его лишь частично.