БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Александр Куманичкин

Александр Куманичкин

Летчик истребитель

Имя: Александр
Фамилия: Куманичкин
Дата рождения: 26.08.1920
Гражданство: Россия

Родился 26 Августа 1920 года в посёлке Баланда Саратовской области, в семье рабочего. С 1930 года жил в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на обувной фабрике "Буревестник" и учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С Июля 1942 года в действующей армии. К Ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. С. Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, лично сбил 18 и в паре 4 самолёта противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Маю 1945 года выполнил более 300 боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях уничтожил 31 самолёт лично и 4 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования командиров частей. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. Командовал 303-й истребительной авиационной дивизией, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба, затем был на штабной работе. С 1961 года Генерал - Майор авиации А. С. Куманичкин - в запасе. Жил в Воронеже. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( шесть ), Красной Звезды ( дважды ), медали. Умер 24 Октября 1983 года.

* * *

Александр Куманичкин родился 26 Августа 1920 года в посёлке Баланда, ныне город Калининск Саратовской области. В 1930 году с семьёй переехал в Москву. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. В 1938 году был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил через год. Исключительная скоординированность, отвага и выдержка молодого лётчика были замечены, и его оставили в школе на должности лётчика - инструктора.

Лишь в Июле 1942 года он добился отправки на фронт. В составе 40-го истребительного авиационного полка ( впоследствии ставшего 41-м Гвардейским ) воевал на Северном Кавказе, на Курской дуге, более 50 боевых вылетов выполнил в битве за Днепр. Особенно отличился в боях за освобождение Киева.

Осенью 1943 года в районе Пирятина четвёрка истребителей, ведомая Куманичкиным, разогнав истребители прикрытия, сбила 9 пикировщиков Ju-87 ! Командующий фронтом Н. Ватутин, видевший этот бой, наградил бесстрашного лётчика орденом Красного Знамени... Человек безоглядного мужества, неиссякаемого оптимизма и юмора, Александр Куманичкин оставался лидером, душой коллектива в любых обстоятельствах: и в боевой работе и в бесполётных буднях.

К Ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Капитан А. С. Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боев, лично сбил 18 и в паре 4 самолёта противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Сентябре 1944 года Гвардии Майор А. С. Куманичкин был направлен в так называемый "Маршальский" 19-й истребительный авиаполк ( вскоре ставший 176-м Гвардейским ) на должность штурмана полка. Вспоминая о том времени Иван Кожедуб писал:

"Александр мне сразу понравился. Смелое лицо, добрые карие глаза внушали симпатию и доверие... К тому времени на его личном счету было уже более 20 сбитых самолётов.

В новом коллективе Куманичкин продолжал много летать и одерживать очередные победы. Его постоянным ведомым был Сергей Крамаренко ( получивший звание Героя Советского Союза за 11 личных побед в Корейской войне ). Летая вместе с ним, Куманичкин уничтожил 6 самолётов противника.

Неоднократно Куманичкин вылетал на задания вместе с Кожедубом. Так 12 Февраля 1945 года шестёрка Ла-7 под командованией Кожедуба провела бой с группой из 30 FW-190. В результате, потеряв 8 машин, противник покинул поле боя. Одну победу в этом бою одержал и Куманичкин. Своего "Фоккера" он сбил в лобовой атаке, несмотря на более чем двукратное превосходство немецкого истребителя в массе секундного залпа. Наблюдатели были восхищены красотой и динамизмом боя. Генерал Берзарин прислал в полк телеграмму: "По мастерству, красоте, спаянности этот бой является триумфом нашей авиации. Поражен мастерством и отвагой лётчиков".

Ещё в конце 1944 года в 176-й ГвИАП поставили первую партию фотокинопулемётов. Освоили их довольно быстро. На пленке они фиксировали всё с абсолютной точностью. Благодаря фотоконтролю можно было правильно анализировать свои действия и выяснять, успешна ли была стрельба. Однажды Гвардии Полковник П. Ф. Чупиков ( командир 176-го полка ) в паре с Куманичкиным вылетели на боевое задание в район Пулавского плацдарма. Их машины были оборудованы новыми фотокинопулемётами. Над освобождённой территорией Чупиков увидел два "Мессера" особой конструкции. Под фюзеляжем он заметил дополнительное устройство: ему даже показалось, что подвешены бомбы. Чупиков внезапно атаковал немецких охотников. Но они боя не приняли, увеличили скорость и ушли.

Снимок, сделанный ФКП, был увеличен, и все отчетливо увидели, что на немецком самолёте не бомба, а устройство для дополнительной тяги. Инженер полка Зарицкий определил, что это реактивный ускоритель. Вот почему противник так быстро оторвался, когда Чупиков открыл по нему огонь. Немецкие конструкторы явно намеревались воздействовать на психику наших лётчиков, выпуская экспериментальные "Мессеры" оборудованные подвесными реактивными ускорителями.

22 Марта 1945 года две пары Ла-7 176-го Гвардейского ИАП, возглавляемые дважды Героем Советского Союза Майором И. Н. Кожедубом и Героем Советского Союза Майором А. С. Куманичкиным, вылетели на "свободную охоту". В районе Зеелова они встретили до 30 FW-190, летящих двумя эшелонами. Кожедуб зашёл со стороны солнца в тыл верхней группе из 4 "Фокке - Вульфов" и с дистанции 100 - 50 метров сбил один из них. Его напарник Майор Д. С. Титоренко одновременно сбил второго "Фоккера". Выйдя из атаки боевым разворотом, Кожедуб приблизился ко второй четвёрке FW-190 и в молниеносной атаке зажёг третий вражеский самолёт.

Майор А. С. Куманичкин, заметив ниже себя до 20 FW-190, атаковал замыкающую пару и с дистанции 100 - 150 метров сбил один истребитель, который упал западнее Зеелова. Его ведомый В. А. Громаковский атаковал второй "Фокке - Вульф" и также сбил его. Вражеский лётчик покинул самолёт с парашютом. Так две пары Гвардейцев вышли победителями над численно превосходящим воздушным противником.

17 Апреля 1945 года Майор А. С. Куманичкин одержал очередную победу в воздухе, уничтожив ещё один "Фокке - Вульф".

Свой последний бой Александр Куманичкин провёл 30 Апреля 1945 года над западной окраиной Берлина, когда в паре с Сергеем Крамаренко вылетев на "свободную охоту" встретили 16 FW-190 гружённых бомбами. В скоротечном бою Александр сбил один самолёт и "Фоккеры", поспешно освободившись от бомб, бросились врассыпную. Сам Александр Сергеевич вспоминает об этом так:

"30 Апреля нас вызвал Чупиков.

- Немцы пытаются выйти из окружения, - сказал командир, - их прикрывает большая группа "Фоккеров". Ваша задача - не дать противнику прорваться.

Поднимаемся в воздух и почти сразу же видим "Фокке - Вульфы". 1, 2, 3, 5... 8... 10... 13... 16...

- Серёга, атакуем ! - командую я.

- Понял, - Крамаренко, как всегда немногословен.

Идём наперерез "Фоккерам". Немцы, заметив нас, начинают сбрасывать бомбы. Но делают это только первые 8 машин. Вторая восьмёрка курса не меняет. Всё ясно: эти будут бомбить, а первые - вести с нами бой. Как бы не так ! Уходим от группы прикрытия.

- Серёга, атакую первое звено !

У нас преимущество в высоте и скорости ( к "Фоккерам" подвешены бомбы, которые в данный момент затрудняют действия врага ). Немцы, видно, не ожидали такой стремительной атаки и, понимая стратегическую бесперспективность боя, начали сбрасывать бомбы и уходить. Я атакую вражеский самолёт и открываю огонь.

- Командир, сзади два "Фоккера" !

Сергей спешит мне на помощь. "Фоккеры" из группы прикрытия настигают меня, и положение моё становится критическим. Сергей, не разд умывая, бросает машину наперерез, видимо решаясь на таран - другой возможности прикрыть меня у него сейчас нет. Но немцы не принимают вызова. "Фокке - Вульфы" уходят в сторону, и я добиваю атакованного врага. Тридцать шестой сбитый мною самолёт падает где - то на западной окраине Берлина".

Всего за период войны отважный лётчик уничтожил 32 вражеских самолёта лично и 4 - в группе с товарищами.

В 1947 году Куманичкин окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. В 1951 - 1952 годах в качестве заместителя, а позднее командира 303-й истребительной авиационной дивизии участвовал в боевых действиях в Корее. Принимал личное участие в воздушных боях, сбил 6 американских самолётов. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Летал на боевых машинах до 1961 года. Ушёл в запас в звании Генерал - Майора авиации. Жил и работал в Воронеже. Написан книгу воспоминаний о Великой Отечественной войне "Чтобы жить...".

© БиоЗвёзд.Ру