Главная Войти О сайте

Алексей Денисов

Алексей Денисов

летчик истребитель, Герой Советского Союза, Герои советско - финской войны

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку. Жил в Москве.

В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1932 г. В 1932 г. окончил Ленинградскую пехотную школу, а в 1934 г. - 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске. Затем служил в 3-й истребительной авиаэскадрилье ВВС БФ.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.12.37 по 24.04.38 гг. Совершил 45 боевых вылетов, провел 10 воздушных боев, лично сбил 7 самолётов противника. Награжден орденом Красного Знамени (14.11.38).

21.02.38 г. в районе Теруэля группа в составе десяти И-15 и одиннадцати И-16, прикрывая республиканские войска, встретила до двадцати бомбардировщиков противника прикрытых сверху истребителями «Мессершмитт», а снизу «Фиатами». Эскадрилья И-16 Вихрова вступила в бой с Bf.109. И-15 атаковали «Фиаты». Бой длился 55 минут. Подошедший второй эшелон республиканских истребителей в составе тринадцати И-15 и двадцати трех И-16 продолжил бой. Со стороны противника действовало до пятидесяти истребителей. С подходом республиканского второго эшелона бой стал проходить с перевесом в сторону республиканцев.

По заявлению республиканцев, в том бою было сбито шесть «Мессершмиттов» и четыре «Фиата». На свой аэродром не вернулось четыре истребителя И-16. Пропал без вести лейтенант Трошкин, Денисов был тяжело ранен в живот, у Белова была сломана нога и рука, Тахтаров, легко раненый в ногу, сумел спастись на парашюте. Кроме этого, два испанских пилота на И-15 столкнулись с Bf.109 и «Фиатом», но оба смогли вернуться на аэродром...

Белов вспоминает, что в начале боя он с близкой дистанции обстрелял Bf.109, который медленно перевернулся на спину, затем на крыло и стал падать. Что произошло с ним потом, он не видел, так как сам при этом оторвался от группы, подвергся атаке, в результате которой у него сначала остановился двигатель, а затем было перебито управление. Его спасло то, что самолёт перед столкновением с землёй стал парашютировать. Очнулся он уже в госпитале.

Тахтаров, прежде чем сам оказался сбитым, успел сбить Bf.109. Денисов тоже был сбит «мессершмиттом» и спасся на парашюте, но был тяжело ранен. Он провел в госпитале 35 дней, после чего был отправлен на родину.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей 61-й иаб ВВС БФ. На счету его эскадрильи было 9 сбитых самолётов противника.

Вот несколько эпизодов боевой деятельности эскадрильи: «Мела пурга… От плоскостей самолета не было видно хвостового оперения. В такую погоду самолеты были закреплены тросами и кольями, а дорогу к ангарам среди бела дня - хоть по компасу отыскивай! И вот, прикрываясь пургой, финны начали подтягивать к фронту пополнение. Как донесла наша разведка, из тыла противника сплошной лентой тянулись вездеходы с боеприпасами, орудия, моторизованная пехота, обозы с продовольствием и горючим. Надо было немедленно разгромить подходившее к врагам подкрепление. Выполнение этой задачи поручили майору Денисову.

Взлета истребителей почти никто не видел. Но через несколько минут в воздухе послышался нарастающий гул моторов. Звено истребителей Денисова шло бреющим полетом над замерзшим заливом, шло так низко, что крылья едва не задевали за торосы. И внезапно из белой мути вьюги показался серый вражеский берег. Истребители поднялись выше - в сплошные снеговые тучи; перелетели линию фронта. Наконец шоссе было найдено: по нему тянулся вражеский обоз. Денисов командует: всем следовать за командиром. Мчась вдоль шоссе, истребители поливали свинцом орудия и танки, автомашины и прицепы. Налет был настолько ошеломляющим, что финны не успели открыть даже ответного огня.

В другой раз эскадрилья Денисова получила задание произвести ночной налет на вражеский аэродром. Расположен он был далеко, и найти его оказалось не так-то легко. Уходили последние драгоценные минуты ночи, уже пора ложиться на обратный курс, а задание все еще не выполнено. И вдруг - удача! Внизу пестреют вражеские самолеты. Денисов дал сигнал - истребители ринулись в атаку. На третьей атаке весь аэродром бушевал сплошным морем огня…

В 1940 году не было такой газеты, которая не сообщала бы о беспримерных подвигах, совершенных советскими летчиками в боях с белофиннами. Тогда страна узнала и имя бывшего крестьянского паренька Алексея Денисова.

– Свою эскадрилью, – рассказывает Алексей Александрович, – я знал как пять своих пальцев. Я верил в летчиков. Это были мужественные и смелые ребята.

Как-то один из них сказал:

– Сильные машины у белофиннов, скорость у них выше наших.

– Самолеты самолетами, – возразил я тогда, – но не надо забывать о людях, которые ими управляют. А мы с вами – советские летчики.

Вскоре Денисову представилась возможность на деле показать, как надо громить белофиннов и их самолеты.

Он всегда был верен такому правилу воздушного боя: «Высота – половина победы, осмотрительность – вторая. Вместе – это уже победа».

– Когда мы возвратились на свой аэродром после уничтожения самолетов белофиннов на летном поле, – вспоминает Алексей Александрович, – нас окружило командование полка, боевые товарищи.

– Поздравляю вас, товарищ майор, – пожимая мне руку, сказал командир полка. – Здорово противника «обработали».

– Дело не во мне, – ответил я полковнику. – Скажите,– обратился я к летчикам, – можно на наших истребителях бить врага?

– Можно, – дружно ответили летчики.

В небе Финляндии отважный командир сбил семь вражеских самолетов».

За образцовое выполнение боевых заданий 12-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья 61-й иаб ВВС БФ была награждена орденом Красного Знамени.

21.04.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с белофиннами, майор Денисов Алексей Александрович был удостоен звания Героя Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 13-й отдельной истребительной Краснознаменной эскадрильей ВВС БФ.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Голубев: «Командир, комиссар и начальник штаба встретили меня без особой радости. Возможно, они уже знали то, что не было еще известно мне: о переводе в 4-й авиаполк. А кому охота терять опытных летчиков? Не вставая из-за стола, выслушали мой доклад о выполнении задания.

— Ну, ладно, сегодня отдыхай, а завтра начнешь летать. Ты две недели отсиживался в мастерских, а мы здесь по три-четыре вылета в день делаем, — как бы с упреком произнес комэск майор Денисов.

Я спросил его:

— Вы делаете три-четыре вылета в день или вся эскадрилья?

Строптивого командира будто волной подбросило. Он вскочил, выругался.

— Три-четыре вылета... ты полетай, сколько я полетал в Испании и в финскую, тогда будешь задавать мне такие вопросы, понял?!

— Понял, понял, товарищ майор, а оскорблять меня не надо, ведь за шесть месяцев войны я научился не только обороняться, но и бить. Разрешите быть свободным, — с внешним спокойствием, но с глубоким внутренним возмущением закончил я разговор, четко повернулся и, выйдя на морозный ладожский воздух, направился в землянку летного состава…

Из старых знакомых был… командир звен а Александр Чурбанов с двумя нашивками старшего лейтенанта на рукаве. Вначале в полумраке он не сразу узнал меня, но услышав голос, бросился меня обнимать и тискать.

Я не удержался, походя сообщил Чурбанову о встрече с майором Денисовым. Он замялся, но все же объяснил:

— Понимаешь, беда у него какая-то, дома что-то не ладится. Ну и пристрастился к зеленому змию, стал реже летать. С земли командует. Так что ты в точку попал[5]».

С весны 1942 г. майор Денисов командовал истребительным авиаполком ВВС ТОФ.

Участвовал в советско-японской войне.

С 1946 г. гвардии майор Денисов в запасе. Занимался общественной работой. Был членом военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии. выступал в учебных заведениях и на предприятиях Тимирязевского района г. Москвы, работал в секции общества «Знание», комитете содействия при военном комиссариате.

Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.

© БиоЗвёзд.Ру