Главная Войти О сайте

Алексей Душин

Алексей Душин

Летчик истребитель
Гражданство: Россия

Алексей Душин родился в 1907 году. После окончания военной школы лётчиков служил в гидроавиации Тихоокеанского ВМФ, затем в 32-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи.

Боевое крещение получил c Декабря 1937 по Май 1938 года в небе Китая, где командовал звеном И-15бис. 18 Февраля 1938 года предположительно сбил один истребитель И-96. По воспоминаниям Алексея Захаровича, около 10 часов утра они взлетели по тревоге и на высоте 4500 метров оказались под кучевыми облаками. Стрела на земле показывала направление, откуда должны были появиться японцы. После 10-минутного полета этим курсом они развернулись и пошли обратно, а вскоре обнаружили на 1500 - 2000 метров ниже себя идущие плотным строем три девятки японский бомбардировщиков.

Почти сразу же появились и вражеские истребители, шедшие выше облаков. На встречных курсах они начали пикировать на наших добровольцев. Душина атаковали сразу три японца, он последовательно обстрелял всех троих, сноп пуль, по его словам, прошил один самолёт, но он не загорелся. Два А5М его зажали, но выручила маневренность И-15бис. Лётчик попытался уйти от них пикированием, но на выходе его поджидал третий японец. Здесь ему на выручку подоспел И-16, позже выяснилось, что это был сам Благовещенский ( по другим данным - Иван Пунтус ). Затем Душин догнал "своего" японца и метров с 25-ти открыл огонь. Но очереди внезапно прекратились, так как закончились патроны. Тем не менее А5М сделал неестественную горку и исчез из поля зрения лётчика. Спустя несколько дней в этом же районе нашли упавший японский истребитель, по мнению Душина, "тот самый".

Позднее Алексей Душин был включён в группу "ночников", созданную по личной инициативе А. Благовещенского для борьбы с вражескими бомбардировщиками.

После тщательного изучения поведения противника выяснилось, что японские лётчики на маршрутах полетов используют световые линейные ориентиры и средние высоты. С учётом этих особенностей и был составлен план отражения. Район прохода вражеских самолётов наши лётчики разделили на зоны дежурства и определили порядок патрулирования с учётом эшелонирования по высотам. Для укрепления навыков в пилотировании по приборам и проверки организации ночных действий провели тренировочные полёты. Впервые в боевом обеспечении были применены поисковые прожекторы.

"Во второй по курсу полёта противника зоне дежурства лётчик Лейтенант А. З. Душин обнаружил звено японских бомбардировщиков, следовавшее навстречу. Наш истребитель выполнил расчётный маневр и оказался в 25 - 30 метрах от ведомого в положении, удобном для атаки. От меткого огня тот вспыхнул и упал в 30-ти километрах от китайского аэродрома".

Так описан один из боёв в книге "Развитие воздушного боя" ( по другим источникам эта победа была одержана в паре с А. Шиминасом ). Потеряв в ночных боях ещё несколько самолётов, японцы отказались от ночных полётов.

Одну достоверно подтверждённую победу Алексей Душин одержал в знаменитом воздушном бою 29 Апреля 1938 года, когда над Уханем было уничтожено 11 японских истребителей и 10 бомбардировщиков.

По возвращении домой, А. З. Душину досрочно было присвоено воинское звание Капитан. А вскоре он отправился уже во Владивосток - командовать эскадрильей.

В 1938 - 1940 годах Алексей Захарович участвовал в боях с японскими захватчиками в районе озера Хасан, а затем, и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны - снова на фронте: командовал отдельной авиационной группой обороняющей Крым. Вспоминая о тех днях, известный Советский лётчик Герой Советского Союза К. Д. Денисов писал:

"Алексея Захаровича я хорошо знал ещё по Дальнему Востоку. Это был прекрасной души человек, умеющий всегда найти доброе слово каждому лётчику. А вечерами, если не летали на задания, виртуозной игрой на гитаре, задорными песнями он буквально снимал с нас усталость и напряжение".

Вскоре Майор А. З. Душин был назначен командиром 7-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания. Вспоминает К. Д. Денисов:

"В конце Апреля 1942 года мне удалось сделать несколько боевых вылетов на "МиГе" с лётчиками 7-го полка в район Керченского полуострова и на прикрытие Новороссийска. 28 Апреля я находился на КП этого полка, а тут тревога - вражеские самолёты идут на Новороссийск. Взмыли в воздух 4 дежурных МиГ-3, бегут и к другим машинам лётчики. Поднялись в воздух и мы с командиром по лка, набрав высоту пошли к цели.

Впереди показался противник, а секунды спустя Алексей Захарович начал разворот в сторону моря. Оказалось, что он заметил ещё одну группу вражеских бомбардировщиков, которая выходила уже на боевой курс. Атакует он, я его прикрываю. Один "Юнкерс" уже задымил, сбросил бомбы, не долетев до цели, и стал со снижением уходить в море. Вскоре нам удалось разогнать противника".

С Июля 1942 года Подполковник А. З. Душин командовал 62-й авиационной бригадой, а в Сентябре 1943 года, будучи уже Полковником, был назначен на впервые учреждённую тогда должность заместителя командующего ВВС Краснознамённого Черноморского Флота по противовоздушной обороне. В 1945 году участвовал в разгроме Японской Квантунской Армии.

После войны Алексей Захарович окончил Военную академию Генерального штаба и занимал ряд командных должностей. За период службы награждён многими орденами и медалями. Умер в 1976 году.

© БиоЗвёзд.Ру