Главная Статьи Войти О сайте

Алексей Машенкин

Алексей Машенкин

Летчик-истребитель

Имя: Алексей
Фамилия: Машенкин
Гражданство: Россия



Родился в 1917 году. Лётчик - истребитель, работал инструктором. В Апреле 1943 года, волею случая, оказался в 812-м истребительном авиаполку, где и остался. Летал на Як-1, Як-9 и Як-3.

25 Сентября 1943 года был сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, приземлился на территории противника, попал в плен. В Октябре бежал, но был схвачен и направлен в концлагерь. В начале Января 1944 года совершил побег, воевал в партизанском отряде. В Феврале 1944 года вернулся в свой полк.

К концу войны Капитан А. М. Машенкин выполнил около 200 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил 14 самолётов противника лично и 4 - в группе. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. В Марте 1979 года погиб в автомобильной катастрофе.

* * *

Вспоминает бывший командир 3-го истребительного авиационного корпуса Маршал авиации Е. Я. Савицкий:

"Старшина Машенкин, лётчик - инструктор одного из запасных авиационных полков, перегнал для нужд корпуса учебно - тренировочный самолёт - спарку. Ну перегнал, и ладно, возвращайся назад, в свою часть. Но Машенкин, видимо, считал иначе и добился встречи со мной, якобы для того чтобы лично доложить о выполнении задания.

Выслушав его доклад, я сам жду, зная наперёд, что последует дальше: в тылу лётчики настойчиво искали случая любыми путями попасть на фронт. Побуждение благородное, однако в армии поступки каждого определяет не его личные желвния, а приказ. Поэтому я заранее твёрдо решил отказать в просьбе старшине, едва он только её выскажет.

Но Машенкин перехитрил меня. Вместо того чтобы высказать свою просьбу вслух, он вручил мне её в письменном виде. Это было письмо Капитана Пасынка, комиссара 812-го ИАП, который со всей убедительностью доказывал необходимость помочь лётчику попасть на фронт, а лучше сразу в его 812-й ИАП. Красноречиво расписывая лётные таланты Машенкина, он делал особый упор на то, что тот научил летать на "Яке" весь личный состав полка. Пришлось уважить просьбу комиссара. Пасынок оказался прав: лётчиком Машенкин был, как говориться, от бога. Ну а великолепное его знание машины Яковлева пришлось как нельзя кстати: лётчики, с которыми он каждый день поднимался в небо, учились у него мастерству, открывая для себя новые возможности полюбившегося всем "Яка".

Так Алексей Машенкин оказался на фронте, где принял участие в боях на Кубани. 17 Апреля 1943 года, использовав преимущество "Яка" в вертикальном маневре, одержал первую победу. В качестве ведущего пары он сбил истребитель Ме-109, нагнав его тогда, когда тот лез на пределе своей скороподъёмности вверх.

Летом 1943 года получил звание Лейтенанта. В Августе 1943 года полк перелетел под Шахты, на Южный фронт, откуда совершал вылеты в район Приднепровья.

Осенью 1943 года А. М. Машенкин одержал несколько блестящих побед ( 14 Сентября, например, сбил пикировщик Ju-87 ). 25 Сентября одержал очередную победу ( сбив бомбардировщик Не-111 ), но и сам был подбит над вражеской территорией и попал в плен. Однако ему удалось бежать и связаться с партизанами, некоторое время находился в одном из отрядов. В конце Февраля 1944 года вернулся в свой полк, который был переведён на 3-й Белорусский фронт.

В годы войны было несколько случаев, когда лётчики 3-го ИАК, попавшие в плен и сумевшие вырваться из него, подвергались тщательным проверкам, сомнению в благонадёжности. Им грозило отчисление из авиации. Так было с Михаилом Дыдыги ным из 43-го полка, Алексеем Машенкиным из 812-го полка, Иваном Сосеговым из 15-го полка и другими. Командир 3-го ИАК Е. Я. Савицкий сделал всё, чтобы вернуть их к боевой работе, снять с них всякие подозрения. Эти люди потом хорошо воевали и получали высокие правительственные награды.

В Сентябре 1944 года 812-й истребительный авиаполк был перевооружён новейшими самолётами Як-3 и уже в 1945 году А. М. Машенкин сражался над территорией Польши и Германии, был Капитаном, командовал 3-й эскадрильей.

К концу войны он выполнил около 200 боевых вылетов и одержал 18 побед ( 14 самолётов сбил лично и 4 - в составе группы ).

Но даже и после войны слово "плен" помешало Машенкину поступить в военную академию. И только вмешательство Е. Я. Савицкого помогло ему вернуться в военную авиацию. Он долгое время оставался на действительной службе, дослужился до Подполковника.

В Мае 1979 года погиб в автомобильной катастрофе.

© БиоЗвёзд.Ру