Главная Войти О сайте

Алексей Суравешкин

Алексей Суравешкин

Летчик - истребитель
Гражданство: Россия
Лётчик - истребитель. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.

Сражался в составе 929 и 431-го истребительных авиационных полков. Летал на Ла-3, затем на именном Як-3, построенном на личные трудовые сбережения колхозницы Куриловского района Саратовской области Анны Сергеевны Селивановой.

К концу войны командир эскадрильи 431-го истребительного авиационного полка ( 315-я истребительная авиационная дивизия ) Капитан А. С. Суравешкин выполнил более 200 успешных боевых вылетов ( в том числе 150 - на Як-3 ). В воздушных боях сбил 10 самолётов противника лично и 6 - в составе группы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.

После войны работал в Саратовском авиационном училище.

* * *

В арсенале боевой подготовки немало эффективных, проверенных жизнью средств, приёмов и способов передачи знаний обучаемым, развития у них необходимых качеств и навыков. В их числе - личный пример командира, показ правильных действий, рассказ непосредственного участника или очевидца событий. Они оставляют в сознании слушателей яркий, запоминающийся образ.

В Саратовском высшем военном авиационном училище лётчиков на кафедре тактики долгие годы трудился Подполковник запаса Алексей Семёнович Суравешкин, бывший лётчик - истребитель. Он прошёл нелёгкий боевой путь в годы Великой Отечественной войны. Командовал эскадрильей, воспитал немало стойких и бесстрашных воздушных бойцов. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами. Родина по достоинству оценила ратный труд лётчика. Он награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Уметь воевать, хорошо бить врага - это лишь половина дела, другая, не менее важная, научить подчинённых побеждать в любых, самых сложных условиях. И Суравешкин настойчиво учил молодых лётчиков искусству воздушного боя, терпеливо развивал у них тактическое мышление. Для этого использовал каждую свободную минуту.

В эскадрилье было заведено правило: тщательно разбирать каждый вылет, каждый воздушный бой, даже если его провели лётчики соседних подразделений. Командир детально анализировал действия ведущих и ведомых, показывал, кто, где, в какой момент поступал правильно или, наоборот, ошибочно, действовал неуверенно и как можно было сделать лучше. Лётный состав внимательно прислушивался к советам наставника: ведь Суравешкин по праву считался одним из лучших воздушных бойцов и методистов 315-й истребительной авиадивизии.

Комэск постоянно следил за тактикой противника, замечал новые приёмы, заранее обдумывал методы противодействия. В боях он предпочитал не использовать уже известные врагу приёмы, а действовать инициативно, находчиво, сообразуясь с конкретной обстановкой. Тому же учил он и своих лётчиков. На проводившихся в дивизии конференциях по тактике, в которых принимали участие опытные лётчики, выступал и Старший лейтенант А. С. Суравешкин. Он рассказывал, как правильно вести поиск, соблюдать осмотрительность в воздухе, взаимодействовать в боевых порядках при сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, во время прикрытия войск, при ведении разведки или в воздушном бою, как строить маневр для атаки и наносить огневой удар. При этом неизменно подчёркивал, что сила истребителя - в высоте, скорости, маневре и огне.

Но одно дело теория, другое - практика. Чтобы в полёте необстрелянные лётчики не оказались лёгкой добычей фашистов, комэск проводил с ними над аэродромом учебные воздушные бои. Любая, даже самая малая оплошность не ускользала от его пристального взгляда. Разбирая ошибки, добивался, чтобы обучаемый понял всё до конца. Одобрял грамотные, инициативные решения, предостерегал от ошибочных суждений и выводов. В воздухе же во время выполнения боевого задания постоянно следил за каждым действием ведомых, строго спрашивал за малейшее нарушение дисциплины полёта, всегда вовремя приходил на помощь лётчику, если видел угрожающее для него положение. И в боях учёба продолжалась. Для этого нужны были поистине железная выдержка и терпение. Под непосредственным руководством Суравешкина молодые лётчики быстро приобретали боевой опыт и сами становились командирами.

Как одному из лучших воздушных бойцов полка Старшему лейтенанту А. С. Суравешкину был вручён новый Як-3 с дарственной надписью колхозницы Саратовской области Анны Сергеевны Селивановой, на средства которой и был построен самолёт. Офицер с честью оправдал высокое доверие.

Как известно, тактика не рождается сама собой. Она зиждется на уже имеющемся опыте, а её развитие диктуют прежде всего боевые возможности новой техники. Кафедра тактики Саратовского авиационного училища всегда широко использовала опыт фронтовиков для обучения будущих воздушных бойцов. Глубокое изучение приёмов и способов боевых действий различных родов авиации в годы Великой Отечественной войны, результатов учений и маневров, творческое их переосмысливание позволяют правильно оценивать то, что заложено в эксплуатируемой технике, умело использовать её в бою.

Вспоминая эпизоды из военного прошлого, Алексей Семёнович рассказывал курсантам о том, как решалась боевая задача, какими силами и средствами достигался максимальный эффект, что делалось для избежания потерь.

...Однажды Суравешкина вызвали на КП полка. Предстояло уточнить данные разведки, проведённой накануне в районе Карачева. Поскольку аэродромы противника фотографировались с большой высоты, после дешифрирования у командования появилось сомнение, не ложные ли они.

На доразведку Суравешкин вылетел в паре с сержантом М. Оздоевым. Кучевая восьмибалльная облачность с высотой нижней кромки до 500 метров благоприятствовала выполнению задания. Маршрут шёл в обход уже известных аэродромов и скопления вражеских войск.

На первый аэродром вышли с северо - запада. Пронеслись над ним на максимальной скорости на высоте 50 - 70 метров. По косвенным признакам ведущий определил, что аэродром настоящий. Вокруг начали рваться зенитные снаряды, что подтверждало вывод. Комэск сразу ушёл на юго - запад в тыл врага, взял курс на другой аэродром. При подходе к цели увидел самолёты, людей и работавшую технику. Значит, и этот аэродром действующий ? Но какое - то внутреннее чутьё заставило его усомниться в этом. Ручка от себя - истребители на малой высоте пронеслись над стоянками. Суравешкин отчётливо различил макеты самолётов. А люди мгновенно попрятались в укрытия. Вслед ударили зенитки.

- "Ноль пятый", смотри ! Всё, как на настоящем аэродроме, даже зенитки ! А остальное - липа, - передал он ведомому по радио.

- Точно, ложный ! - подтвердил Оздоев.

Результаты доразведки лётчики немедленно сообщили командованию. По действующему аэродрому вскоре был нанесён сокрушительный удар. А если бы поверили, что и второй аэродром реальный ? Половина сил была бы потрачена впустую.

Обучение молодых лётчиков в реальном бою командир эскадрильи понимал так: прежде всего правильно распределить силы, наметить себе самый ответственный участок. Расставить лётчиков в боевом порядке так, чтобы постоянно видеть их, следить за ходом боя, своевременно подсказывать и помогать огнём.

Так, 8 Июля 1943 года шестёрка истребителей, ведомая Старшим лейтенантом А. С. Суравешкиным, сопровождала группу "Илов", шедших на штурмовку вражеских войск в районе Ржанова. Противник начал применять новый приём в тактике боя со штурмовиками: заходить в атаку снизу, особенно при выходе штурмовиков из пикирования ( сектор обзора вниз у которых был ограничен ), когда над полем боя лётчики основное внимание уделяли цели. Учтя это, Суравешкин одну пару истребителей поставил над штурмовиками, другую направил на уничтожение зениток, а сам с ведомым прикрывал "Ильюшиных" снизу. Задача усложнялась тем, что "Илы" работали над целью на высотах от 500 до 50 метров и выполняли по 6 - 8 атак.

Решение задачи на прикрытие истребителями штурмовиков оценивалось не столько по количеству сбитых самолётов противника, сколько по результатам штурмовки вражеских войск и защиты своих самолётов - очень важно было все их довести до аэродрома. Когда завязался бой, командир все силы направил на то, чтобы помочь штурмовикам выполнить задание и справился с этим. Его подчинённые, Старшие лейтенанты Давидян и Куринов, кроме того, сбили 2 истребителя FW-190.

Слушая воспоминания фронтовиков о войне, боях, хочется сказать большое спасибо тем, кто, в совершенстве владея вверенной техникой и оружием, не гнался за личной славой, смело бил врага, на земле и в воздухе обучал товарищей умело сражаться, учил их науке побеждать.

Осенью 1943 года аэродром Идрица, на котором базировались истребители, располагался в 18 - 20 километрах от линии фронта. Шестёрка истребителей, возглавляемая Суравешкиным, находилась в готовности к вылету. Получена команда с КП на взлёт. Взлетели парами, собрались и взяли курс в район поиска. Ведомым у Алексея Семёновича в этом вылете был лётчик - инстуктор Дубенко, прибывший на стажировку из училища. Нужно было быстро ввести его в строй, чтобы он мог обучать молодых авиаторов со знанием дела.

По команде авианаводчика шестёрка вышла на рубеж встречи с истребителями противника. Обнаружив их, ведущий решил атаковать порами с минимальным временным интервалом. Приказав Дубенко выйти вперёд, прикрыл его. Атака ! От меткой очереди Дубенко загорелась машина врага. Ещё атака ! Суравешкин сбил "Мессер". Всего в этом бою шестёрка уничтожила 4 фашистских истребителя, не потеряв ни одного своего. Такая стажировка была хорошей школой. Вскоре Дубенко убыл в училище, хотя и очень просил оставить его на фронте.

Таких, как Дубенко, у Алексея Семёновича в годы войны было немало. Он щедро делился с ними богатым боевым опытом, учил их побеждать врага, избегая потерь. И при этом оставался как бы в стороне, справедливо считая, что скромность командира при обучении подчинённых - тоже немаловажный воспитательный фактор.

Таким он оставался и после войны, заведуя кабинетом тактики училища, в котором всё отвечало духу времени. Мастер на все руки, ветеран многое сделал для оформления учебной аудитории. И если возникала необходимость, сотрудники кафедры обращались к нему за советом, зная, что он всегда поможет. Анализируя действия лётного состава на проведённых учениях или в годы войны, Суравешкин сравнивал возможности авиационной техники прошлого и сегодняшнего дня, высказывал свои соображения, как было бы лучше поступить в конкретной ситуации. Несомненно, такие беседы всегда приносят ощутимую пользу, поскольку обогащают тактический и специальный кругозор курсантов.

Приведённые примеры и эпизоды лишний раз подтверждают важность такого метода обучения и воспитания, как рассказ, показ и личный пример. В годы Великой Отечественной войны именно эти методические приёмы были основными. И сейчас они лежат в основе методики подготовки смелых, расчётливых, дерзких и грамотных воздушных бойцов.

© БиоЗвёзд.Ру