Главная Войти О сайте

Альфред Корто

Альфред Корто

Швейцарский пианист и дирижер

Имя: Альфред
Фамилия: Корто
Дата рождения: 26.09.1887
Гражданство: Швейцария

Родился во франкоязычной части Швейцарии. Учился в Парижской Консерватории, выиграл Гран-при в 1896 году. Как профессиональный пианист дебютировал в 1897 году, исполнив Третий фортепианный концерт Бетховена. В 1898—1901 гг. в качестве дирижера помогал работе Байрейтского фестиваля, а в 1902 году в Париже под его руководством состоялась премьера «Гибели богов» Вагнера. Ради того, чтобы слушатель смог познакомиться с «Парсифалем» Вагнера, бетховенской Торжественной мессой, «Немецким реквиемом» Брамса и новыми работами французских композиторов, Корто организует специальное концертное общество.

В 1905 году Корто сформировал с Жаком Тибо и Пабло Казальсом трио, за которым утвердился авторитет ведущего фортепианного трио своей эпохи (и образца для всех времен). С 1907 до 1923 года Корто преподавал в Парижской Консерватории, и среди его учеников мы находим Клару Хаскил и Дину Липатти. В 1919 году Альфред Корто основал Парижскую музыкальную школу. Его курсы по музыкальной интерпретации пользовались легендарным успехом.

В качестве пианиста Корто много путешествовал по всему свету, мимоходом дирижируя оркестрами везде, где ему предоставлялась такая возможность.

Есть мнение, что во время Второй мировой войты Корто сотрудничал с нацистским режимом. Для подтверждения этого ссылаются на то, что он играл на спонсируемых нацистами концертах, служил в Министерстве Культуры при режиме и оказывал поддержку некоему архитектору, другу Гитлера. Но другие исследователи утверждают, что Корто был просто предан великой немецкой музыкальной культуре. Так или иначе, но Альфреду Корто запретили в течение года любые публичные выступления, и его авторитет во Франции весьма пострадал, хотя других стран (в особенности Италии и Англии) это не коснулось, и он навсегда оставался там музыкантом на особом счету.

Альфред Корто вошел в историю музыки прежде всего как смелый интерпретатор Шопена и Шумана. Выпущенные им комментарии (редакции) к их произведениям не потеряли своего значения по сегодняшний день. Тем не менее, иногда Корто допускал явные ляпы, обусловленные тем, что часто слишком полагался на свою память. Такая небрежность маэстро входила в явный контраст с технической безупречностью его ученика и сподвижника — Дину Липатти. Однако, когда Корто был в ударе, он являл слушателям блестящую технику, искрящуюся нотным фейерверком, что свидетельствуется его легендарной записью Си-минорной сонаты Листа и «Этюдом в форме вальса» Сен-Санса.

Корто был также автором фортепианной тетради «Рациональные принципы фортепианной техники». Эта книга содержит много упражнений для пальцев, направленных на развитие различных технических аспектов игры. Первоначально книга была написана на французском языке, но с тем пор была переведена, практически, на все языки мира.

Несмотря на некоторую техническую неровность исполнения, Альфред Корто всегда почитался как один из самых великих музыкантов столетия, и символизировал собой как бы закат классической эпохи. Специалисты считают его последним образцом того личностного, субъективного стиля, который способен пренебрегать точной техникой ради целостности интуиции, яркости интерпретации и подлинности духа произведения. Позже такой подход был заменен тем современным «научным» способом игры, который помещает логику и точность в центр и ставит знак равенства между подлинностью исполнения и метрономической буквальной «интерпретацией» музыкального произведения. Однако из глубины времени к нам спускается завет Корто: «Самое важное — давать волю воображению, вновь сотворяя сочинение. Это и есть интерпретация».

Пластинки Корто никогда не залеживались на прилавках.

© БиоЗвёзд.Ру