Главная Войти О сайте

Алида Валли

Алида Валли

Итальянская актриса

Алида Валли (Alida Valli) - итальянская актриса, которая снялась более чем в ста фильмах, включая 'Маленький старинный мирок' (Piccolo mondo antico) режиссера Марио Сольдати; 'Дело Парадайна' (The Paradine Case) Альфреда Хичкока; 'Мы живые' (We the Living) по роману американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд; 'Третий человек' (The Third Man) Кэрола Рида, который возглавляет список '100 лучших британских фильмов' по версии Британского киноинститута; 'Крик' (Il Grido) Микеланджело Антониони; 'Чувство' (Senso) Лукино Висконти и 'Суспирия' (Suspiria) Дарио Ардженто.

Алида Валли, которая иногда упоминается в титрах просто как Валли, родилась 31 мая 1921 года в городе Пола, расположенном на итальянском полуострове Истрия (сегодня эта область отошла к Хорватии, город называется Пула). Оба ее родителя имели смешанное происхождение. Дедом Алиды по отцовской линии был барон Луиджи Альтенбургер, австро-итальянец из Тренто, потомок графов Д'Арко, а бабушка Элиза Томази приходилась двоюродной сестрой римскому сенатору Этторе Толомеи. Предки со стороны матери Алиды, Сильвии Оберекер, были немцами и австрийцами. Двоюродный дед Алиды Валли был близким другом итальянского писателя Габриэле д'Аннунцио, с восторгом принимавшего фашизм.

При крещении Алида Валли получила имя и титул – баронесса Алида Мария Лаура фон Альтенбургер Маркенштейн-Фрауэнберг Священной Римской империи германского региона.

Пятнадцатилетняя Алида отправилась в Рим, где поступила в Центр экспериментальной кинематографии, школу для актеров и режиссеров. Она жила в доме своего дяди, сенатора Этторе Толомеи. Она дебютировала в кино еще ребенком, в 1934 году, в фильме 'Три угловатые шляпы' (Il cappello a tre punte), в период, который кинокритики метко окрестили эпохой 'кино белых телефонов'. Если в кадре появлялся белый телефонный аппарат, это свидетельствовало о достатке персонажей в отличие от гораздо более распространенных моделей черного цвета. Позже этот период сменится итальянским неореализмом, и на первый план выйдут детали жизни обычного человека.

Первым успешным фильмом Валли стала комедия 'Тысяча лир в месяц' (Mille lire al mese) в 1939-м, сюжет которой составляли злоключения инженера-электронщика в эпоху зарождения телевидения. Афиши к фильму создавал художник Ансельмо Баллестер, нарисовавший впечатляющие плакаты размером 140x200, на которых впервые появилось лицо Алиды Валли, смотревшее с экрана телевизора.

Валли снялась в большом количестве комедий, прежде чем смогла проявить себя как прекрасная драматическая актриса в исторической картине 'Маленький старинный мирок' (1941) Марио Сольдати. Успех 'Мирка' в Европе можно сравнить с успехом 'Унесенных ветром' в США. Алида стала настоящей кинозвездой и получила приз Венецианского кинофестиваля как 'Лучшая актриса'.

Во время Второй мировой Валли сыграла множество главных ролей в фильмах, ставших классикой итальянского кинематографа. Среди них - фильм 1942 года 'Сегодня ничего нового' (Stasera niente di nuovo), песня из которого 'Ma l'amore no' стала итальянским хитом 40-х, и диптих 'Мы живые' и 'Прощай, Кира' (Noi Vivi - Addio Kira!) по роману Айн Рэнд. Цензура правительства Муссолини хотела было запретить фильмы, но они все-таки вышли в прокат, поскольку книга, по которой они были поставлены, имела яркую антисоветскую направленность. Фильмы пользовались большим успехом, но уже через несколько недель были сняты с показа, так как и немецкая, и итальянская администрации увидели в диптихе не только антикоммунистическое, но и антифашистское послание.

Голливудский продюсер Дэвид Селзник подписал с Валли контракт, надеясь, что Алида станет для американского кино второй Ингрид Бергман, однако из-за финансовых проблем компании Селзника голливудский опыт актрисы свелся к нескольким фильмам, серди которых, правда, были такие шедевры, как 'Дело Парадайна' (1947) и 'Третий человек' (1949). В начале 50-х она вернулась в Европу и играла главные роли в итальянских и французских фильмах. В 60-х и 70-х Валли работала с маститыми режиссерами нового европейского кино – снялась в фильме Пьера Паоло Пазолини 'Царь Эдип' (Edipo re, Oedipus Rex ); в фильмах 'Стратегия паука' (La strategia del ragno) и 'Двадцатый век' (Novecento) Бернардо Бертолуччи; в 'Суспирии' (Suspiri) и 'Инферно' (Inferno) Дарио Ардженто. Последним фильмом 81-летней Алиды Валли стал триллер 'Святая неделя' с Милой Сорвино.

Кроме того, в Италии Алида Валли была и известной театральной актрисой.

В начале 50-х карьера Валли в кино пострадала в результате печально известного скандала, разразившегося в среде итальянской золотой молодежи, в котором оказался замешан любовник актрисы, джазовый музыкант и сын министра иностранных дел Пиеро Пиччони. Он вместе с приятелями Уго Монтанья и Маурицио Д'Ассия, сыном принцессы Мафальды Савойской, подозревался в убийстве манекенщицы Вильмы Монтези, тело которой было обнаружено на пляже в апреле 1953-го. Обвинения были сняты, убийство осталось нераскрытым, но слухи об оргиях с наркотиками, подт вердившиеся в результате расследования, еще долго будоражили умы читателей итальянских газет.

В 1944 году Алида вышла замуж за Оскара де Мейо. У пары появилось двое сыновей, Карло и Ларри. Через восемь лет супруги развелись.

Для признания ее заслуг перед искусством Алида Валли получила звание почетного доктора от Римского Университета, была кавалером французского Ордена искусств и литературы и кавалером ордена 'За заслуги перед Итальянской Республикой'. В 1997 году карьера Валли была отмечена 'Золотым львом' Венецианского кинофестиваля.

Валли скончалась 22 апреля 2006 года в Риме, в своем доме, в возрасте 84 лет, и была похоронена на римском кладбище Verano Cemetery. Мэр Рима Вальтер Вельтрони заявил, что итальянское кино потеряло одно из самых ярких и выразительных своих лиц, а бывший президент Италии Карло Адзелио Чампи сказал, что смерть актрисы стала большой потерей для итальянского кино, театра и культуры.

© БиоЗвёзд.Ру