Главная Статьи Войти О сайте

Амедеу Вивес-и-Ройг

Амедеу Вивес-и-Ройг

Испанский композитор

Имя: Амедеу
Фамилия: Вивес-и-Ройг
Дата рождения: 18.11.1871
Гражданство: Испания



Родился Амедеу Вивес-и-Ройг в Кольбато, неподалеку от Монтсеррата (Collbató, Montserrat). В детстве будущий композитор переболел полиомиелитом и был отослан в приют в Барселону (Barcelona). Именно в Барселоне Амедеу начал изучать музыку; наставником его был сам Хосе Рибера (José Ribera). В 1891-м, с помощью Риберы, Вивес основал хоровое общество 'Orfeó Català', сыгравшее в дальнейшем важнейшую роль в возрождении каталанской музыки. Некоторое время Вивес учился у другого известного испанского композитора, Фелипе Педрелла (Felipe Pedrell), после чего перебрался в Мадрид (Madrid), где и прожил до конца дней своих. В Мадриде Амедеу работал над концертными проектами, сольными композициями и хоровыми песнопениями, после чего переключился к прославившим его сарсуэлам.

На самом деле, определенную репутацию Вивес успел заслужить еще до того, как начал писать сарсуэлы – так, довольно теплым приемом у слушателей пользовались постановка 'Jo no sabia que el món era així' и написанная по мотивам творчества Вальтера Скотта (Walter Scott) четырехактная опера 'Артур' ('Artús'). Уже в 1898-м, однако, Амадеу выпустил свою первую сарсуэлу – одноактную 'La primera del barrio', прошедшую на сцене мадридского Teatro de la Zarzuela. Принята она – как и следующие два проекта, 'Don Lucas del Cigarral' 1899-го и 'La balada de la luz' 1990-го – была довольно неплохо; настоящего успеха, однако, Вивес добился лишь в 1904-м, одноактным произведением 'Bohemios'. В работе над этой постановкой Амедеу опирался на те же источники, что помогли Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) создать свою 'Богему' ('La bohème'); впрочем, в творении Вивеса более превалировали французские ритмы, нежели итальянские, да и стиль у Амедеу к тому времени был весьма и весьма характерный.

В 1904-м и в 1905-м Амедеу выпустил две одноактных сарсуэлы в соавторстве с Джеронимо Джименезом (Gerónimo Giménez). Как 'El húsar de la guardia', так и 'La gatita blanca' по сей день хранятся в Золотом фонде сарсуэлы. Отнюдь не всем творением Вивеса удалось добиться подобного признания – ряд вполне успешных в свое время постановок – вроде 'Los viajes de Gulliver' – до наших дней, увы, не дошли. Впрочем, большая часть произведений Амедеу все же сохранилась в человеческой памяти; по сей день в испанских и латиноамериканских театрах ставят оперетту 'La generala' и пасторальную оперу 'Maruxa', упомянутую уже 'Doña Francisquita' и несколько менее известную 'La villana'. Вышедшие в 1928-м и 1929-м двухактные сарсуэлы 'Los flamencos' и 'Noche de verbena' испытание временем, к сожалению, не прошли; вышедшая в 1932-м комедия 'Талисман' ('Talismán') была встречена рядом теплых рецензий, однако особого дохода создателю не принесла.

Скончался Вивес в Мадриде, в 1932-м – всего через 4 дня после того, как завершил работу над 'Талисман'.

Исаак Альбенис (Isaac Albéniz) как-то заметил, что Вивес мог бы стать весьма и весьма значимой фигурой на международной музыкальной сцене – если бы удосужился попробовать себя за пределами характерных для своей родной страны жанра. Известно, что Амедеу какое-то время подумывал о карьере на симфонической сцене – но так и не собрался попробовать себя в этом качестве. Есть основания считать, что не хватило Вивесу сущей мелочи – уверенности в себе; записи современников гласят, что композитор отличался чрезвычайной нервозностью, во многом из-за ряда физических недостатков.

© БиоЗвёзд.Ру