Главная Войти О сайте

Анн Индри

Анн Индри

Специалист в области актуального искусства

Содержание

  1. "Гараж" как арт-объект
  2. Первым меценатом была церковь
  3. О пандусах в бродильном цеху
  4. Если нечем подкрепиться

"Гараж" как арт-объект

неделя: Для своей выставки вы выбрали Новый Манеж. Почему?

- Аанн индри: Из всего, что мне предложили, он лучший. Понимаете, то, что мы будем выставлять, создано в недавнюю эпоху. Тогда эти вещи воспринимались иначе, чем сегодня, поэтому для них мне хотелось найти не современную, а скорее классическую площадку. Кроме того, в Новый Манеж придет какой-то процент людей случайных, которые никогда не пришли бы в "Гараж". Да, они будут удивлены, но будем надеяться, удивлены приятно. Они откроют для себя что-то новое. В Лувре происходит то же самое: рядом с классикой выставляют современную живопись. Среди посетителей есть туристы, любители современного искусства и случайно зашедшие поклонники классики. И маленький процент тех, кто любит то и другое.

н: Мы начали нашу экскурсию с "Гаража". Вы слышали что-то о нем?

- индри: Да, и о Константине Мельникове. Но не видела его зданий.

н: От этого здания не так много осталось. Его стали уже разбирать, и на какой-то стадии остановили работы, а уже потом было принято решение сделать выставочный зал.

- индри: Так делается везде: промышленные сооружения превращаются в выставочные залы. Но при всех размерах "Гаража" здесь можно разместить далеко не любую экспозицию. Поверьте, это трудное место - говорю как куратор. "Гараж" воспринимается как арт-объект.

н: Между прочим, среди нереализованных проектов Мельникова был и гараж для такси в Париже: архитектора тогда не выпустили из страны. А где находится постоянно коллекция Renault?

- индри: Большая часть в Париже, в головном офисе компании. Кроме того, есть запасник, где находится значительное число работ, и туда организуются экскурсии. И все эти произведения много выставляются за границей. Только около 10 работ Дюбуффе никогда прежде не покидали Францию. Так что это мировая премьера.

и: Все работы в собрании создавались специально для Renault?

- индри: Да. В 1966 году президент компании Пьер Дрейфус принял решение как-то сблизиться с миром современного искусства, которое в то время никого не интересовало. И предложил оригинальный подход: не покупать работы, а предлагать художникам создавать их специально для компании. Им предлагалась помощь - финансирование, посещение цехов, если это могло помочь в творческом процессе...

н: Работы должны были быть тематически связаны с автомобилями?

- индри: Нет. Тема была свободной. Арман, Жан Дюбюффе, Жан Тенгели, Эрро, Роберт Раушенберг - всех их мы привозим в Москву. Среди авторов работ, хранящихся в коллекции, много иностранных художников: Тенгели - швейцарец, Эрро из Исландии. Но в те годы, когда начинала собираться коллекция, они работали во Франции.

Первым меценатом была церковь

н: Есть ли аналоги вашей коллекции в мире?

- индри: Коллекций, существующих с 1960-х, нет. Но если мы говорим о корпоративных собраниях, то нельзя не упомянуть собрания Deutsche Bank и LVMH. Однако для них работы не создавались, а покупались.

н: Автомобили Renault не воспринимаются как предметы роскоши. А коллекция - класса люкс.

- индри: Когда президент компании Пьер Дрейфус начал сотрудничать с художниками, их никто не знал. Они тоже не были люксовым брендом. Знаменитыми они стали спустя десятилетия. Кроме того, у Renault в то время была какая-то своя аура, это была марка, близкая к человеку, и мир искусства был готов сотрудничать с компанией безвозмездно. Кстати, к этому был готов и Пикассо - сделать что-то совершенно бесплатно. Но не успел - умер.

н: Начав собирать коллекцию, компания заложила современную традицию меценатства?

- индри: Нет современной традиции меценатства. Традиция - одна, и появилась она в Италии. Первыми меценатами были Медичи. А если углубляться в историю, то первым меценатом была католическая церковь. После церкви - королевские семьи. А теперь - главы корпораций, принявшие на себя функции монархов и церкви. Художники создают вещи, работающие на имидж предпринимателя, а когда-то писали иконы, прославляющие Бога. И в каком-то смысле тоже работали на имидж. Впрочем, Renault больше не меценат.

н: Почему?

- индри: В 1995-м из-за экономического кризиса компания сократила расходы, не относящиеся к автопроизводству. А еще раньше был период, когда коллекция была забыта. В 1992-м новый президент компании Луи Швейцер вернул ее к жизни и призвал на помощь профессионалов. И в 1996-м сюда пришла я.

н: Если коллекция будет расширяться, это будут тоже специально написанные картины?

- индри: Да, пополнение коллекции возможно только по той же схеме.

н: И вы будете заказывать работы художникам из России?

- индри: Безусловно. Можно предположить, что компания обратится к художникам в тех странах, где у нее есть собственное производство. Россия входит в их число.

О пандусах в бродильном цеху

н: Мы как раз добрались до "Винзавода", в котором сосредоточено много мастерских художников и галерей. Есть ли в Париже что-то подобное?

- индри: Есть промышленные здания, приспособленные для искусства, но чтобы в одном месте было собрано столько разнообразных творческих идей - такого нет. Это должно стимулировать творческие силы. А почему называется "Винзавод"? Неужели в Москве делали вино?

н : Во всяком случае, все здесь названо в соответствии со спецификой места. Сейчас мы находимся в бродильном цехе.

- индри: Что это значит - бродильный?

н: Это когда сок превращается в вино. Процесс ферментации.

- индри : О, это мне понятно. И мне здесь очень нравится.

н: Мы сейчас побывали в разных выставочных пространствах. Вы, может быть, не заметили, что их принципиально отличает от наших старых залов. А москвичи сразу обратили внимание на пандусы и лифты. Большинство наших старых музеев до сих пор не приспособлены для посещения их инвалидами.

- индри: Во Франции эта проблема тоже есть. Конечно, главные музеи в состоянии принимать посетителей с ограниченными возможностями, но не везде это так. А в строящихся музеях пандусы и лифты должны быть предусмотрены на стадии проекта.

н: Директор ГМИИ имени Пушкина как-то сказала, что в ее музее лифта для инвалидов не будет.

- индри: Странно, это ведь не самое старое здание в Москве. Может быть, сказав так, она рассчитывала получить на эти работы бюджет? Тогда ее легко понять. Но в Париже такой крупный музей без специального входа просто не смог бы работать.

Если нечем подкрепиться

н: Забавно, что именно Renault привозит движущиеся скульптуры Тенгели: в каком-то смысле это аналог вечного двигателя.

- индри: Тем, кто создавал коллекцию, это и в голову не приходило. Просто Пьер Дрейфуз знал Тенгели. Между прочим, раз уж зашла речь о Тенгели, должна вам сказать, что когда в 1980-х он вместе со своей женой Ники де Сен-Фалль создал скульптуры для фонтана Стравинского в Париже, это было то современное искусство, которое все сразу полюбили. В отличие от Центра Помпиду, перед которым этот фонтан расположен, или от пирамиды Лувра. А теперь мы не представляем себе без них Париж.

н: Сейчас мы увидим совсем старое здание, в котором находится Московский музей современного искусства.

- индри: Здесь происходят выставки?

н: Да, но у музея есть и большая своя коллекция. И три здания - все старые. Это, например, построил великий зодчий Матвей Казаков.

- индри: Я же говорила, что актуальное искусство хорошо смотреть в классических залах. Между прочим, мы стоим перед скульптурой, на поминающей мне работы Ники де Сен-Фалль.

н: Это выставка "ZEN d'АРТ - Гендерная история искусства на постсоветском пространстве".

- индри: А в Центре Помпиду я недавно была на потрясающей выставке Elle - искусство, созданное женщинами. Гендерная тема всех интересует. Я заметила, кстати, что этот музей вполне приспособлен для инвалидов. Хоть и памятник архитектуры. А есть ли здесь кафе?

н: Есть, и превосходное. Как, впрочем, и в "Гараже". А на "Винзаводе" - не очень. Вы считаете еду обязательной принадлежностью музея?

- индри: Бесспорно.

н: Во французских музеях непременно должна быть еда?

- индри: Думаю, да. Закон не обязывает музеи и выставочные залы иметь кафе, но если там нечем будет подкрепиться, никто туда не пойдет. И дело даже не в еде, а в вине, которое у нас всегда сопровождает искусство. В музее должна быть возможность выпить бокал вина

© БиоЗвёзд.Ру