|
Анна Меликянрежиссер
Гражданство: Россия
|
вопрос: Как американская публика принимала ваш фильм?
-ответ: С момента, как я спустилась с трапа самолета, все происходящее было как в тумане. Везде, где бы я ни появлялась, люди читали мою фамилию на карточке аккредитации и старались сказать что-нибудь приятное. Оказалось, что перед началом фестиваля организаторы традиционно выбирают один фильм из всех программ и - в знак благодарности своим 1500 волонтерам - устраивают специальный показ. На этом фестивале выбор пал на "Русалку". Я присутствовала на обоих конкурсных показах, потому что по окончании сеанса публика активно задает вопросы. Кино там смотрят очень эмоционально - и смех шире, и ахи-охи громче. У нас, как правило, на сцене гибели героини в зале всегда тишина.
в: Вам удалось посмотреть работы своих коллег?
-о: Очень мало - и это главное расстройство. Я ведь ехала с мыслью: отдохну, пообщаюсь с приятными людьми... Оказалось, что фестиваль очень деловой. Мне сразу вручили график моих встреч, и я поняла, что не только фильмы не посмотрю, но не всегда найдется время даже пообедать.
в: Деловые встречи на фестивале - это когда к вам выстраиваются продюсеры с контрактами в руках?
-о: Примерно так, но только не продюсеры, а агентства по работе с талантами. В Сандэнсе голливудские селекционеры очень активны. Они отличные психологи и блестяще умеют прессовать выгодными предложениями.
в: Во время фестиваля вы узнали, что Variety включил вас в десятку самых перспективных режиссеров мира. Ваши ставки в деловых переговорах сразу выросли?
-о: Да, там я поняла, что приз за режиссуру, список в Variety - это не утешительная игра. Попасть в подобный список, когда рядом с твоей фамилией Кристиан Мунджиу или Тони Гилрой, - большая честь и ответственность. Приходит понимание, что к тебе относятся очень серьезно. В итоге я "выбрала сердцем" агентство, которое, может быть, станет моим покровителем, если я решусь на работу за океаном. Система хороша тем, что никаких обязательств, договоров подписывать не надо. Агентство получает эксклюзив на ведение дел - например, займется продвижением "Русалки" в американский прокат. Я буду получать от них сценарии, и, если мне что-то понравится, тогда уже отношения дополнят юридические документы.
в: А как же ваши продюсеры? Не обидятся?
-о: Меня очень устраивают взаимоотношения с "Централ партнершип". Здесь ценят мое стремление к самостоятельности, к свободе, понимают, что, прежде чем начинать снимать кино, я должна полюбить свой будущий фильм. Вот уже как год я нахожусь в творческом поиске, и продюсеры меня не торопят. Конечно, хотелось бы поработать и там, приобрести новый опыт. Но если подобное случится, то только в рамках независимого кино. Я сразу своих собеседников предупреждала, что большое голливудское жанровое кино не для меня. С другой стороны, я слишком привязана к России.
в: Но в России много нетворческих проблем. Порой и по улицам ходить с неславянской внешностью сложно...
-о: Да, фейс-контроль достает, но лишь на бытовом уровне - в метро или на улицах. Там, где училась, где сейчас работаю, ни с какой дискриминацией по гендерным или национальным признакам я не сталкивалась. В моей среде важно, какой ты профессионал, а не пресловутая графа о национальности.
в: Вы не только занимаетесь собственным творчеством, но и начинаете продюсировать. Зачем вам дополнительные заботы?
-о: Я вижу, сколько бесхозных сценаристов и режиссеров, талантливых ребят, с которыми я училась во ВГИКе, ходят и не знают, кому себя предложить. В России ведь агентства пока ограничиваются только актерами. В рамках компании "Централ партнершип" я создала компанию "Магнум". В нашей базе около 600 кинорежиссеров, потому есть из кого выбирать. Мы смотрим всё - студенческие фильмы, документальные, анимационные... Редакторский отдел занимается сценариями. И если проект складывается, мы либо сами запускаем в производство, либо, как в США, готовим творческий пакет и продаем производящей структуре. В Сандэнсе, общаясь с агентствами по талантам, я поняла, что интуитивно выбрала правильную дорогу...
в: Уже есть проекты, которыми будете радовать, как "Русалкой"?
-о: Скоро появится телефильм "Семейка Ады", режиссер - дебютант Эльдар Салаватов. Сейчас его забрали на телепроект "Антикиллер-3". Завершились съемки фильма "Домовой" с Константином Хабенским, Владимиром Машковым и Чулпан Хаматовой в главных ролях. Сценарий этого фильма мы покупали у сценариста Олега Маловичко.
в: В киносреде удивлялись, как вы отважно снимали "Русалку", будучи глубоко беременной...
-о: "Семейку Ады" должна была снимать моя однокурсница. И вдруг за две недели до начала съемок она сказала, что беременна и потому покидает проект. Камерная, спокойная история, казалось, могла бы и снять. Никогда не забуду, сколько я тогда выслушала от сопродюсеров, которые уже вложились в проект, в адрес "баб-режиссеров". Ведь кино - это не просто твоя прихоть. С тобой работает огромное количество людей. Остановка означает, что они лишаются зарплаты и должны искать другие кинопроекты. Снимать кино - это огромная ответственность и дорогостоящее удовольствие. Поэтому, когда я запустилась с "Русалкой", о своей беременности молчала. И работала. Старалась не нервничать. Да, порой меня увозили в больницу, но я быстро возвращалась. Хотя я постоянно зарекаюсь не снимать в Москве. Здесь любая съемочная точка требует многомесячных согласований со всевозможными службами. Пробки могут задержать, и оговоренное - к тому же оплаченное - время сдвигается. Но никуда не денешься, если столица необходима как действующий герой.
в: Получая приз в Сандэнсе, вы не подумали с легкой обидой, что в России если и отмечали фильм - то лишь в категории "Лучшая актриса"?
-о: Никаких обид. Алису я писала специально для Маши Шала евой. Маша - потрясающих возможностей актриса с огромным внутренним потенциалом. И я рада, что у нее сегодня много предложений.
в: Как выглядит приз, который вы получили?
-о: После вручения организаторы забрали его, чтобы сделать гравировку. Теперь должны прислать. Думаю, так будет лучше. Во-первых, это очень тяжелый куб из стекла, а во-вторых, нашей таможне трудно объяснить смысл красивого значка с логотипом фестиваля. Попытаются приписать к дорогим ювелирным изделиям...
в: С Робертом Рэдфордом, основателем фестиваля в Сандэнсе, вы встречались?
-о: По традиции он устраивает режиссерам-конкурсантам ужин на своем ранчо, но я прилетела на день позже. Фестиваль длится долго, поэтому я выбрала вторую половину, когда показывали мой фильм. Дома ведь дочурка Саша скучает. Ей всего 11 месяцев. Но я недолго пробуду дома. "Русалка" открывает программу "Панорама" на Берлинском фестивале.