Главная Войти О сайте

Арна Бонтемпс

Арна Бонтемпс

Афроамериканский поэт, романист, библиотекарь и видная фигура культурного движения «Гарлемский ренессанс»
Дата рождения: 13.10.1902
Гражданство: США

Арна Бонтемпс (Arna Bontemps) родился 13 октября 1902-го, умер 4 июня 1973-го. Афроамериканский поэт, романист, библиотекарь и видная фигура культурного движения 'Гарлемский ренессанс'.

Арно 'Арна' Уэнделл Бонтемпс появился на свет в Александрии, штат Луизиана (Alexandria, Louisiana), в семье носителей луизианского креольского языка. Его отец, Пол Бисмарк Бонтемпс, работал каменщиком. Его мать, Мэри Каролина Пембрук, была учителем. Семейство переехало в Лос-Анджелес (Los Angeles, California), в период Великой миграции афроамериканцев, когда Арне стукнуло три. Родные Бонтемпса обосновались в пригороде, известным как Уоттс.

Окончив среднюю школу, Арна поступил в Колледж Пасифик Юнион в Энгвине, штат Калифорния (Angwin, Cal.), где получил диплом в 1923-м. В качестве основной специальности он выбрал английский, а в качестве дополнительной – историю. Наряду со многими интеллектуалами западного побережья, Бонтемпс прибыл в Нью-Йорк (New York) во время Гарлемского ренессанса. В 1924-м он начал преподавать в независимой Гарлемской Академии.

В этот же период были опубликованы первые стихи Арна. В 1926-м он выиграл премию журнала 'Crisis Poetry', который являлся официальным изданием Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP). В Нью-Йорке поэт завязал прочную дружбу с Каунти Калленом (Countee Cullen), Лэнгстоном Хьюзом (Langston Hughes), Зорой Ниэл Хёрстон (Zora Neale Hurston), Жаном Тоомером (Jean Toomer) и другими. Хьюз стал образцом для подражания, соавтором и дорогим другом для Бонтемпса.

В 1926-м Арна связал себя узами брака с Альбертой Джонсон, которая родила ему шестерых детей. В 1921-м он оставил Нью-Йорк и свою должность преподавателя, когда Великая депрессия обнажила свои клыки. Бонтемпс и его семья переехали в Хантсвилл, штат Алабама (Huntsville, Alabama), где он три года обучал студентов Колледжа Оуквуд Джуниор.

В начале 1930-х Бонтемпс расширил границы своего писательского творчества – и начал публиковать художественную литературу. Первый его роман, 'God Sends Sunday' ('Бог посылает воскресение') 1931-го, тут же привлек достаточно внимания. В этой истории речь идет об афроамериканском жокее по имени Литтл Оги, который с легкостью зарабатывает деньги, а потом раскидывается ими. Персонаж проходит через весь спортивный мир для темнокожих, пока удача окончательно не отворачивается от него.

Бонтемпс снискал похвалу за свой поэтический стиль, удивительных персонажей и воссоздание 'языка темнокожих' в романе 'God Sends Sunday'. Вместе с тем, афроамериканский писатель Уильям Эдуард Бёркхардт Дюбуа (W. E. B. Du Bois) назвал работу Бонтемпса 'омерзительной', и приравнял к другим 'декадентским' романам Гарлемского ренессанса. Впоследствии Арна вместе с Каунти Калленом создали драматическую адаптацию 'God Sends Sunday'. Адаптация приобрела формат книги в 1946-м, получившей название 'St. Louis Woman'.

На счету Бонтемпса несколько детских книг. В 1932-м сотрудничество с Лэнгстоном Хьюзом привело к рождению повести 'Popo and Fifina' ('Попо и Фифина'). Лиричная история о жизни брата и сестры простым языком повествует об укладе жизни гаитянских детей. Писатель продолжил создавать детские романы, и в 1934-м вышло небольшое произведение 'You Can't Pet a Possum' о маленьком цветном мальчике и его желтом щенке, которые проживают в сельской местности штата Алабама.

В начале 1930-х афроамериканских писателей и интеллектуалов особо не жаловали в Северной Алабаме. Всего в 30 милях от Хантсвилля, в Декейтере (Decatur), проходил судебный процесс, известный в народе как 'Парни из Скоттсборо'. Девятерых афроамериканских юношей обвиняли в изнасиловании двух белых американских женщин. В этот период Бонтемпса навещали многие его друзья и оставались с ним, пока всей толпой не прибыли в Алабаму, чтобы опротестовать несправедливое судейство.

Из-за постоянного наплыва к Арне посетителей из других штатов у писателя начались проблемы с администрацией колледжа. Позднее Бонтемпс рассказал, что руководство Колледжа Оуквуд Джуниор требовало от него сжечь многие из его личных книг, чтобы тем самым продемонстрировать свой отказ от радикальных воззрений. Он не согласился. Бонтемпс ушел из колледжа и вернулся с семьей в Калифорнию в 1934-м.

Одной из лучших его работ признан исторический роман 'Black Thunder' ('Черный гром'), описывающий восстание рабов, произошедшее в 1800-м вблизи Ричмонда, штат Вирджиния (Richmond, Virginia), и возглавляемое Габриэлем Проссером (Gabriel Prosser), необразованным извозчиком. Один из сподвижников предал Проссера, мятеж был подавлен, а предводитель повешен, наряду с тысячей других рабов.

Роман 'Black Thunder' получил множество потрясающих отзывов, как от афроамериканских, так и от обычных журналов, включая 'Saturday Review of Literature'. Но восторженные рецензии не повлияли на коммерческий успех книги. Незадолго до публикации Бонтемпс вместе с семьей обосновался в Чикаго (Chicago), где зарабатывал на хлеб, непродолжительное время преподава я в Силомской Академии. Он не задержался здесь надолго, потому что был приглашен на работу в федеральный проект ('Illinois Writers' Project'), оплачивающий работы писателей в период Великой депрессии.

В 1939-м Арна представил роман 'Drums at Dusk' ('Барабаны в сумерках'), в основу которого легло восстание на Гаити, возглавляемое Франсуа Домиником Туссеном-Лувертюром (François-Dominique Toussaint-Louverture). Эта работа получила наибольшее признание, чем остальные романы Бонтемпса. Часть критиков высоко оценила словесные образы Бонтемпса, в то время как другие посчитали сюжет излишне драматичным.

Бонтемпс вернулся в аспирантуру и получил степень магистра в области библиотековедения в Чикагском университете (University of Chicago) в 1934-м. Он продолжал свою писательскую деятельность, и его 'Story of the Negro' ('История негритянского народа') удостоилась пары наград. Арна умер 4 июня 1973-го, от инфаркта миокарда.




© БиоЗвёзд.Ру