Арнольд ГейлинксГолландский философ
Дата рождения: 31.01.1624
Страна: Нидерланды |
Содержание:
- Биография Арнольда Гейлинкса
- Философия Арнольда Гейлинкса
- Мировоззрение Гейлинкса
- Моральные принципы Гейлинкса
Биография Арнольда Гейлинкса
Арнольд Гейлинкс был голландским философом, получившим образование в Лёвенском университете. После завершения учебы он занял кафедру философии в этом университете. Однако, впоследствии он был лишен этой должности по решению университетского сената.
После этого Гейлинкс переехал в Лейден, где стал профессором и принял реформатскую веру под влиянием янсенистских идей. В Лейдене он разработал свою философию, которая имела целью найти потерянный путь сообщения между материальной и духовной субстанциями, опираясь на картезианское учение.
Философия Арнольда Гейлинкса
Философия Гейлинкса, как и у всех мыслителей, вышедших из картезианства, стремится найти связь между материальным и духовным миром. Он считает метафизику первой наукой, так как она является отправной точкой для всех других наук, связанных с ней.
Метафизика Гейлинкса делится на три части, каждая из которых содержит ряд принципов, непрерывно связанных между собой. Этика, которой Гейлинкс придавал большое значение, является лишь "excursus" метафизики.
Гейлинкс, повторяя декартовское "сомнение" и полагая cogito ergo sum, приходит к аксиоме, на которой основывается его окказионализм. Он считает, что если он не может объяснить, каким образом происходит определенная деятельность в нем, то он не является причиной этой деятельности. Таким образом, вся деятельность человека имеет свою причину в Боге.
Гейлинкс также утверждает, что человеческий ум стремится приписать вещам внешнего мира формы мысли и чувств. Однако, на самом деле, все эти качества являются субъективными. Он признает, что его могущество и деятельность заключены в его внутренней жизни.
Мировоззрение Гейлинкса
Гейлинкс приближается к пантеизму Спинозы и Мальбранша, но отличается от них тем, что выделяет материю, которая не может слиться с Богом из-за своей бездушности. Материя, или внешний мир, является поводом для возникновения чувственных восприятий, но не дает представления о самом себе.
Отдельные люди, по Гейлинксу, являются модусами духа Бога, причем наше существование имеет причину в свободной воле Бога. Деятельность Бога проявляется по законам, которые Он устанавливает.
Гейлинкс приходит к выводу, что разнообразие ощущений в духе может быть вызвано только многообразной материей. Он считает, что Бог не мог сотворить человека без создания мира.
Моральные принципы Гейлинкса
С точки зрения морали, Гейлинкс выделяет два вида любви: пассивную и активную. Пассивная любовь заключается в умилении, а активная - в твердом решении поступать известным образом в соответствии с показаниями разума.
Добродетель, по Гейлинксу, является исключительной любовью к истинному разуму. Взгляды на добродетель могут различаться, но она остается единой и простой.
Таким образом, философия Арнольда Гейлинкса стремится найти путь связи между материальным и духовным миром, а его моральные принципы основаны на любви к истинному разуму.