Главная Войти О сайте

Арнольд Хаузер

Арнольд Хаузер

немецкий и венгерский философ

А.Хаузер родился в Трансильвании, принадлежавшей в конце ХІХ столетия Австро-Венгрии. После окончания гимназии изучает философию и филологию в университетах Будапешта и Парижа. В 1916 году, в Будапеште, вступает в «Воскресный кружок», возглавляемый Георгом Лукашом и в котором состояли такие деятели венгерской культуры, как Бела Балаш, Фредерик Антал, Бела Фогарази и другие. В 1917 году несколько членов кружка - среди них Золтан Кодай, Бела Барток, Эрвин Сабо - организуют «Свободную школу духовных наук», где А.Хаузер читает лекции по неокантианской философии. В 1919 году молодой учёный работает при министерстве культуры Венгерской Советской Республики. После поражения венгерской революции эмигрирует в Италию.

С 1919 года и по 1938 учёный живёт и работает в эмиграции в Италии, Германии и Австрии. В этот период в первую очередь в сфере его интересов - кинематограф. В 1938 году переезжает в Англию. Здесь он создаёт одну из важнейших своих работ - «Социологию истории искусства и литературы»; начатая в 1940 году, она была закончена лишь через 10 лет. С 1951 по 1957 преподаёт в университете Лидса, в 1957-1959 - профессор в университете Брандье (США), затем - до 1962 года преподаёт в колледже искусств Хорнси в Лондоне, и до 1965 - профессор в университете штата Огайо. С 1965 года и по 1977 живёт в Лондоне. В 1977 возвращается в Венгрию.

А.Хаузер - лауреат премии Немецкой коллегии критиков за 1954 год.

А.Хаузер сыграл большую роль в изучении истории культуры в прошлом столетии. Учёный считал, что середина XX века - то самое время, когда настала необходимость изучить и разъяснить социально - исторические корни возникновения искусства, его развития и распространения, не упуская при этом и его психоаналитические и психологические моменты. Современное искусство А.Хаузер рассматривал как привязанный к месту своего создания «социологический документ», обращая при этом внимание и на идеоло гическую роль искусства. Хаузер был одним из первых учёных, подвергших научному изучению и анализу так называемую «массовую культуру», в первую очередь в киноискусстве, а также такие её направления, как поп-арт и бит.

Общий кризис современной культуры учёный связывал с влиянием антигуманной послевоенной общественной системы и «безответностью» искусства. С другой стороны, А.Хаузер видел нынешнее назначение, «спасение» искусства именно в парадоксальном соединении «несоединяемых предметов», единстве противоположностей в современном искусстве. Поэтому в философии и социологии он в равной степени обращается к работам Карла Маркса и Макса Вебера, Фридриха Энгельса и Карла Маннгейма. В психологии и психонанализе для него остаётся авторитетом Зигмунд Фрейд, в современном кинематографе - как западные режиссёры Роберт Брессон, Лукино Висконти, Федерико Феллини и Ингмар Бергман, так и советские мастера кино С.М.Эйзенштейн и В.Пудовкин.

© БиоЗвёзд.Ру