Главная Войти О сайте

Блюма Зейгарник

Блюма Зейгарник

Психолог, доктор психологических наук
Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965). Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927). З. Начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной работе З. факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием “эффект (или феномен) Зейгарник”. З. работала в психоневрологической клинике Всес. Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы Великой Отечественной войны З. занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А.Р.Лурия. После войны (1943-1967) З. возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. З. - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад З. в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Б.В.З. - один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. З., опираясь на теоретические положения отечественной психологической школы Л.С.Выготского - А.Н.Леонтьева - А.Р.Лурии, создала новую научную область - экспериментальную патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный аппарат и методический инструментарий. Ею подготовлено большое число специалистов, работающих в настоящее время в различных областях психологии. Труды З. в области патопсихологии открыли возможность для становления новой сферы психологической практики.

В 1978 г. профессору З. была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (работы опубликованы в 1962-1976 гг.). В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных - основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях З. показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

Результаты исследования патологии познавательной деятельности (мышления, прежде всего) при психических заболеваниях обобщены в монографии “Патология мышления”, М., 1962 (издана во многих странах). В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления. Последняя дает в руки исследователей и практиков ключ к пониманию генеза этих нарушений, открывает возможности для их более дифференцированной диагностики, позволяет использовать эти данные для установления нозологического диагноза в психиатрии. Данная типология широко используется как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования патологии личности при психических заболеваниях, обобщенные в монографии “Личность и патология деятельности”. М., 1971. Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений. Среди работ З. особое место занимает учебник (Патопсихология. М., 1986), адресованный студентам, обучающимся психологии. Это первое в отечественной психологии издание подобного типа, содержащее в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания; в нем обсуждается также вопрос о месте патопсихологии в системе других наук, о значении патопсихологических исследований для решения общетеоретических проблем психологии. В настоящее время переизданный неоднократно учебник З. служит одним из основных учебных пособий при подготовке в университетах специалистов по психологии.

На факультете психологии МГУ З. читала курс патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления, зарубежным теориям личности.

© БиоЗвёзд.Ру